У санкций США — «юбилей». Лембергс снова положил глаз на контроль за портом

Прошел год, с тех пор как Айварс Лембергс первым в Балтии попал в черный список Управления США по контролю за иностранными активами (OFAC) или в так называемый санкционный список на основании закона Магнитского.

Для того чтобы избежать влияния американских санкций на Вентспилсский порт, правительство создало государственное акционерное общество Ventas osta для управления и обслуживания порта. Но уже почти через год Лембергс решает создать для вентспилчан в качестве «подарка» учреждение Ventspils osta («Вентспилсский порт»), чтобы дума снова могла включиться в деятельность порта. Министерство транспорта Латвии утверждает, что это незаконно.

BNN собрал прогнозы экспертов о том, какие последствия может иметь новое учреждение, выяснил, что говорит избранный «под контролем Лембергса» Имантс Сармулис и почему латвийский Минтранс утверждает, что Ventspils osta не имеет законного основания на оказание портовых услуг на территории порта.

«О том, во сколько обойдется это удовольствие думе, вообще не думают»

Оппозиционный депутат Вентспилсской городской думы Гиртс Валдис Кристовскис считает, что создание муниципального предприятия Ventspils osta — исключительно каприз Лембергса, растрата муниципальных средств и поиск «хорошо звучащей», но бессмысленной должности давнему помощнику в Вентспилсском порту — Имантсу Сармулису, который руководил управлением порта.

«О том, во сколько обойдется это удовольствие думе, вообще не думают. Главное — создать громкий инструмент, чтобы с его помощью пытаться влиять на работу Вентспилсского порта. Большинство думы приняло решение без приобщенного подсчета расходов. Это свидетельство того, что создание муниципального предприятия Ventspils osta — явное расточительство. Будет интересно посмотреть, во сколько обойдется оплата Сармулиса и его подчиненных и что в действительности будет сделано и достигнуто. Могу предположить, что будет просто «пшик». К тому же, стоит подчеркнуть, что с этими обязанностями всегда справлялся думский отдел управления капиталом. Теперь будут две структуры, дублирующие друг друга.

Это демонстрирует явную бесполезность этого муниципального предприятия Ventspils osta и злые умыслы местного интригана Лембергса в реализации своих идей», — комментирует ситуацию Кристовскис.

По мнению депутата, ни о каком хорошем управлении тут не идет и речи. «Но можно сказать, что это проблема Вентспилсской думы. Управление Вентспилсского свободного порта продолжит работать согласно закону и выполнять свои функции, которые от него ожидают правительство и министр транспорта. Вентспилсское муниципальное предприятие Ventspils osta не сможет навязывать свои интересы и моральные принципы Управлению Вентспилсского свободного порта. А вот мешать его работе, скорее всего, попытается. Такова логика лица, отстраненного от исполнения обязанностей председателя Вентспилсской думы и обвиняемого в злоупотреблении влиянием и финансовых преступлениях».

Также, по мнению Кристовскиса, Минтрансу и другим компетентным учреждениям надо будет тщательно оценивать каждый шаг муниципального Ventspils osta.

«Пока этого не случилось, нет повода запрещать думе действовать по своему усмотрению. Но как только начнется реальная работа, то они будут не содействовать, а негативно влиять на работу порта, подорвут его репутацию. Минтрансу и правительству надо будет действовать жестко и решительно. Я в этом уверен. В противном случае деятельность и безопасность Вентспилсского порта, который и так в непростой ситуации из-за OFAC и других геополитических проблем, окажется под угрозой. В общем, посмотрим. Может быть, что Ventspils osta попробует себя показать, как, с точки зрения думы, полезное, хоть и ненужное предприятие, ориентированное на сотрудничество для обеспечения законных интересов думы. На это, впрочем, мало надежд», — считает Кристовскис.

По мнению вентспилсского оппозиционного депутата, это подтверждает и риторика Лембергса. «В этот процесс не смогут вмешаться ни правительство суперумного Кариньша, ни правление порта во главе с Кристовскисом, ни управление, никто. Это наша территория, наша собственность», — цитирует Лембергса Кристовскис.

По мнению Кристовскиса, такие агрессивные высказывания Лембергса наглядно демонстрируют представление Лембергса о государственном управлении.

«Это не хорошее управление. Создание Ventspils ostas, его цели не согласованы с Управлением Вентспилсского свободного порта и правительством, которое, по закону, играет ведущую роль. Это, несомненно, вызов государственной власти», — считает депутат.

На вопрос BNN, как Кристовскис считает, грозят ли опять порту санкции, если связанные с Лембергсом лица снова включатся в деятельность порта, депутат ответил, что, на его взгляд, у тех, кто применяет санкции OFAC, есть все основания оценивать действия именно Лембергса.

«В этом случае Вентспилсский порт продолжит быть потерпевшим. Поэтому санкции против порта будут неуместны. Однако действия Лембергса такие, чтобы не отменять санкции конкретно против него. Это значит, что объектом санкций могут быть те лица и учреждения, которые продолжают поддерживать Лембергса, находящегося под санкциями. Стоит напомнить, что цель санкций OFAC — ограничить действия лица, чтобы оно не могло распоряжаться публичными средствами и с их помощью осуществлять и негативно влиять на управление законопослушным и демократическим обществом», — анализирует ситуацию Кристовскис.

Лембергс поздравил вентспилчан со «вторым рождением» Вентспилсского порта

Следует отметить, что отстраненный от исполнения обязанностей председатель Вентспилсской думы Айварс Лембергс на своей конференции 27 ноября подчеркнул, что Ventspils osta учреждено по решению думы.

Он считает, что правительство ликвидировало Вентспилсский порт как вид, а чтобы его имя, «бренд», не канул в вечность, было решено создать муниципальное учреждение Ventspils osta.

На конференции Лембергс поздравил вентспилчан со «вторым рождением» Вентспилсского порта.

Что касается задач муниципального учреждения Ventspils osta, то в проекте решения думы написано, что цель Ventspils osta — осуществлять надзор за управлением недвижимым имуществом, которое принадлежит Вентспилсской думе или зависит от нее, и за его использованием в соответствии с интересами думы, а также надзор за тем, чтобы отданное во владение Вентспилсскому порту имущество использовалось в муниципальных интересах. Также в проекте решения указано, что учреждение напрямую подчиняется исполнительному директору думы.

Учреждение, как утверждает Лембергс, создано, и его работники приступят к работе с 1 января следующего года.

Председатель Управления Вентспилсского свободного порта: «Мы стараемся относиться к этому как к шутке»

Председатель Вентспилсского свободного порта (ВСП) Андрис Пурмалис в телефонном разговоре с BNN сказал: «На данный момент мы стараемся относиться к этому как к шутке – как к попытке [думы] показать какое-то влияние в Вентспилсе. Но я думаю, что сейчас это не помешает работе порта в такой степени, что будет влиять на узнаваемость, маркетинг и сбивать с толку людей, которые собираются прийти в порт, открывать новые производства, заключать договоры аренды земли».

Пурмалис подчеркнул, что ВСП хочет, чтобы дума пришла и объяснила управлению порта, что это за новое учреждение, поскольку на данный момент со стороны думы нет абсолютно никакой реакции и объяснения. «Нормальные принципы сотрудничества предусматривают обмен информацией, консультации, чтобы при создании чего-то нового, что каким-то образом будет связано с работой порта, не дублировались обязанности, ответственность. Мы же ведь не создали, к примеру, учреждение Komunālais serviss, ведь, как мы знаем, в Вентспилсе уже есть Komunālais serviss. Мы не создаем такое же учреждение и не ждем потом реакции. Мы как госучреждение не можем бегать за каждой брошенной палкой и гавкать».

Также он подчеркнул, что Ventspils osta на данный момент не может включаться в деятельность порта, так как земля передана во владение управлению порта, а границы порта утверждены в установленном законом порядке. Он поясняет, что дума не может так просто поменять границы порта, внезапно создав муниципальное учреждение. «Мы субъект, который установлен Законом «О портах» и Законом Вентспилсского свободного порта и который имеет свои обязанности и ответственность. Эта ответственность никаким образом не передавалась государством новому Ventspils osta».

Большим минусом нового учреждения Пурмалис считает название, которое вводит в заблуждение.

Вентспилсский порт нередко упоминается в различных юридических актах, то есть на территории порта происходит то и то. «А в этом случае в Вентспилсском порту этого не происходит, потому что теперь два «порта». Теперь Вентспилсский порт уже не Вентспилсский порт, а что-то другое. Поэтому считаю это немного издевательством над Вентспилсским портом».

Пурмалис рассказал, что есть несколько инвесторов, которые хотят развивать деятельность в экономической зоне, но из-за этого обстоятельства они не придут и не будут инвестировать в эти территории. Непонятно, с кем придется согласовывать договоры аренды, кто и как будет принимать решения. «Если бизнес-среда в порту будет так легко меняться, то это одна из основ нестабильности, и человек не будет готов инвестировать здесь, ведь ему нужна стабильность, долгосрочные планы. И банкам нужны планы окупаемости инвестиций».

«ВСП твердо придерживается каждого пункта коллективного договора, подписанного с думой в 2014 году, — подчеркивает председатель порта. — А там сказано, что мы согласовываем договоры аренды с думой.

Если она не будет идти навстречу, то, думаю, мы тоже будем вынуждены отступить от этого документа».

На вопрос, есть ли вероятность того, что порт снова окажется в санкционном списке Пурмалис ответил, что санкции вводятся против конкретных лиц и оцениваются их решения. «Если говорить о риске коррупции, то он увеличивается, — поясняет Пурмалис. — Если предприниматель хочет прийти со своим бизнес-планом и развивать здесь производство, то мы как госучреждение не станем чинить никаких препятствий. Если все это надо делать через еще какой-то механизм, идти согласовывать еще с кем-то, то это прямой риск, который может повторить прошлое. Сейчас складывается похожая ситуация, какая была перед транзитными войнами, — появится еще одно искусственно созданное учреждение, куда предпринимателям придется ходить и просить. Это самый прямой риск коррупции. Тут нет ни малейшей связи с принципами хорошего управления».

Министерство транспорта: у Ventspils osta нет законного основания для работы в порту

В беседе с BNN Минтранс сказал, что согласно Закону «О портах» деятельность порта в Вентспилсе обеспечивает Управление Вентспилсского свободного порта, а не муниципальное предприятие Ventspils osta.

В министерстве подчеркнули, что муниципальное Ventspils osta не имеет законных оснований для обеспечения портовых услуг на территории Вентспилсского порта.

«Управление Вентспилсского свободного порта — это «производное юридическое лицо публичного права» с исполнительным аппаратом и высшим руководящим органом — правлением, в котором согласно Закону «О портах» представлены четыре министерства — транспорта, финансов, экономики и охраны окружающей среды По словам Минтранса, создание Ventspils osta не влияет на изменения согласно Закону «О портах», которые связаны с введением принципов хорошего управления», — пояснили в ведомстве.

Бывший управлеющий ВСП Имантс Сармулис подчеркнул BNN, что Ventspils osta будет учреждением. «Это не фонд, не предприятие».

Он отметил, что в распоряжении порта 170 млн евро. «Так как представителей думы больше нет в правлении, то они в принципе никак не могут контролировать свое имущество. Поэтому и принято решение создать такое учреждение», — комментирует Сармулис.

«Меня выдвинул не человек, а дума. Я немного подумал, а потом согласился. Аргументы были такие, что мне изначально надо управлять этим делом, так как у меня большой опыт — все терминалы построены под моим руководством».

«Это был длительный процесс, со всеми задействованными отделами, руководителями отделов и депутатами». Сармулис рассказывает, что в ходе процесса и возник список со всем, что должно делать новое учреждение.

На вопрос, почему не было коммуникации и переговоров с ВСП, Сармулис ответил: «Зачем объяснять управлению? Я не в курсе дела, но в принципе это думское имущество, дума выбирает способ, как им управлять.

Насколько я знаю, неофициальный разговор был и в принципе все было разъяснено».

Нынешний управляющий портом Пурмалис сказал BNN, что все еще ждет объяснений от думы и что до сих пор не было никакой коммуникации с ее стороны.

Говоря о землях на территории порта, Сармулис рассказал, что если порт не нашел арендаторов для земель, то новое учреждение не запрещает сдавать в аренду землю тем коммерсантам, которых дума сама подыскала. Он полагает, что там могут быть какие-то ограничения.

Пурмалис прокомментировал это утверждение так: «Не было таких случаев, когда некому было сдавать землю в аренду. Наоборот — управление порта обращалось к думе с инвесторскими предложениями, но уже несколько месяцев невозможно утвердить договор одному огромному литовскому предприятию. Между тем дума перезаключила четыре договора аренды с уже имеющимися предпринимателями — на год, а это очень короткий срок для предприятий, работающих в порту».

BNN связался и с представителем Минфина США Закари Исаковицем (Zachary Isakowitz), который подчеркнул:

«Айварс Лембергс в настоящее время включен в Список граждан особых категорий и запрещенных лиц (SDN)».

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости