get Несмотря на то, что за последние годы активность рынка недвижимости немного поубавилась, случаи мошенничества с недвижимостью — по-прежнему не редкость.
«За десять месяцев этого года Управление по борьбе с экономическими преступлениями арестовало имущество на общую сумму четыре миллиона евро, которое использовалось в качестве инструмента для легализации преступно нажитых средств. Если государство введет обязательную сертификацию агентов по недвижимости, то это заставит хотя бы часть посредников нечестных сделок действовать в рамках закона. Кроме того, будет значительно облегчена работа надзорных органов, связанная со своевременным выявлением и предотвращением случаев мошенничества», — объясняет начальник Управления по борьбе с экономическими преступлениями Гатис Гудерманис.
Случаи мошенничества в сфере недвижимости, которые попадают в поле зрения Управления по борьбе с экономическими преступлениями, тесно связаны с рыночной активностью. «Чаще всего получаем заявления, связанные с непогашенными долгами и сделками с недвижимостью, проведенные на основании доверенности. Встречаются и такие случаи, когда люди, доверившись посредникам нечестных сделок по недвижимости, теряют свою недвижимость или же получают меньшую сумму, чем было обещано в начале. Большинство этих случаев не произошли бы, если бы сделки проводились в рамках закона и оформлялись в соответствии с нормативными требованиями. К сожалению, неоформленные в письменной форме сделки не имеют законной силы, и их невозможно доказать», — рассказывает Гудерманис.
Он отмечает, что обязательная сертификация агентов по недвижимости значительно облегчит работу и Управлению по борьбе с экономическими преступлениями, и Службе по предотвращению легализации преступно нажитых средств. «По Закону о предотвращении легализации преступно нажитых средств и финансирования терроризма, агенты по недвижимости, проводя сделки и замечая любые подозрительные действия, должны информировать о них Службу госдоходов и Отдел по предотвращению легализации преступно нажитых средств, который находится в ведении Генеральной прокуратуры. Она проверяет полученную информацию и информирует о ней Управление по борьбе с экономическими преступлениями. В настоящее время то, агент сам может выбирать — сотрудничать ли с надзорными органами или нет. Но если бы сертификация агентов была обязательной, то они были бы обязаны сотрудничать. И мы в таком случае получали бы больше такой информации», — говорит Гудерманис.
«В Латвии, в отличие от таких стран, как Бельгия, Польша, Германия и Франция, сертификация агентов по недвижимости не регулируется законодательством, и она добровольная. Зато за пределами нашей страны агент несет ответственность перед законом, и в ситуациях, когда надзорные органы не проинформированы о подозрительных сделках, к нему могут быть применены установленные законом санкции», — подчеркивает эксперт.
Ref: 102.112.112.1667