В одном из самоуправлений статус неимущей семьи был предоставлен домохозяйству, которому принадлежит шесть объектов недвижимости, а в другом его невозможно получить, даже если семье принадлежит один автомобиль или трактор. Такую странную ситуацию выявил Государственный контроль при проверке законности и эффективности муниципальной социальной помощи.
Уменьшение бедности уже давно является одним из приоритетов правительства. Еще в 2010 году в Стратегии долгосрочного развития Латвии до 2030 года уменьшение бедности было обозначено как приоритетное направление, для реализации которого необходима эффективная система социальной помощи. Но за четыре года дело дальше слов не продвинулось. Разработка политики социальной помощи начата относительно недавно: заказаны исследования, готовятся информативные доклады о проблемах и рисках. По-прежнему нет предложений по решению проблем. Более того, Министерство благосостояния не обеспечило, чтобы в самоуправлениях было единое понимание основных принципов социальной помощи и видов помощи, а также роли и значения местных органов власти в сфере социальной помощи, отмечает Госконтроль.
Мало самоуправлений проводят целенаправленную оценку социальной ситуации жителей и их основных потребностей, поэтому и не сформирована эффективная система социальной помощи. Работа самоуправления зависит преимущественно от финансовых возможностей. Например, пользуясь предоставленной Кабинетом министров свободой действий, некоторые самоуправления признают неимущей ту семья, которой принадлежит до 6 объектов недвижимости или даже до 9 транспортных средств. Есть и такие самоуправления, в которых семья не вправе получить статус неимущей, даже если ей принадлежит трактор, который используется в хозяйстве. Ярким примером является и пособие на оплату квартиры, которое в одном самоуправлении выделяется только неимущим семьям с детьми, а в других различные пособия предусмотрены для семей с доходами до 320 евро на человека в месяц.
Ревизоры также обнаружили, что в каждом третьем самоуправлении не введен статус малообеспеченной семьи, который дает право получать льготы по налогу на недвижимость, а с 1 января 2015 года и право получать электроэнергию по пониженному тарифу. Но в то же время есть самоуправления, в которых необоснованно, даже незаконно, ограничивается получение пособий. Например, для того чтобы получить пособие на оплату квартиры или пособие по рождению ребенка, человек должен быть задекларирован в определенном самоуправлении минимум год.
Несмотря на то, что в самоуправлениях можно получить информацию о материальном положении семей, она не используется в полной мере или же не учитывается при выделении социальной помощи. Из-за недостаточного внутреннего контроля 9 из 10 выбраных самоуправлений в период с 1 января 2013 года по 30 апреля 2014 года незаконно израсходовали по меньшей мере 124 тысячи евро.
Из десяти проверенных самоуправлений только в лиепайском не выявлено ошибок, так как социальная служба самоуправления использует все свои возможности и обеспечила контроль над законностью принятых решений. Ревизия проведена за период с 1 января 2013 года по 30 апреля 2014 года в Минблаге и в 10 самоуправлениях.
Ref: 102.112.112.2079