Сейм Латвии в четверг, 5 ноября, в третьем чтении принял новый закон «О военной дисциплинарной ответственности». Он будет регулировать вопросы военной дисциплины, применительно к солдатам латвийской армии и земессаргам, а также предусматривает порядок, по которому они будут призываться к дисциплинарной ответственности.
Поскольку в современных ситуациях гибридной угрозы участие солдат и военных в осуществлении задач по защите государства критически важно, в законе режим военного времени дополнен еще одним правовым режимом, требующим повышенной ответственности солдат и земессаргов — исключительным положением.
В законе предусмотрен также круг лиц, к которым относятся вопросы военной дисциплины и дисциплинарное наказание за неподчинение требованиям военной дисциплины.
Закон не будет применяться по отношению к военным в увольнении и к бывшим земессаргам, которым присвоено право носить военную форму. Закон также не планируется распространять на тот личный состав, который в военное время из-за мобилизации должен будет напрямую входить в подчинение Национальных вооруженных сил.
В законе также предусмотрен порядок наказания солдат и земессаргов за административные нарушения. Установлен порядок, по которому ответственные должностные лица будут устанавливать связь административного нарушения с обстоятельствами исполнения служебных обязанностей военного или земессарга.
Новый закон предусматривает отказ от ареста как от вида дисциплинарного наказания. До сих пор такой вид дисциплинарного наказания сроком до десяти суток применялся как в отношении солдат, так и в отношении земессаргов, отмечается в аннотации к законопроекту.
В случаях, когда солдат или земессаргс совершит незначительный проступок, командир сможет сделать выговор без дисциплинарного наказания.
Также установлен отдельный порядок обжалования дисциплинарного наказания в ситуации войны или исключительного положения, таким образом обеспечив военному или земессаргу возможность реализовать гарантированные законом «Об административном процессе» права на обжалование административного акта, когда общий порядок реализации этих прав может быть ограничен, поясняется в аннотации.