Линас Егелевичус специально для BNN.
Литва, известная большим числом эмигрантов на Британских островах и в Скандинавии, в последние годы переживает крупнейшую волну реэмиграции. Каковы причины возвращения именно в нынешние годы, объяснили сами реэмигранты, экономист и представитель объединения самоуправлений, тогда как статистика напоминает о том, что снижающуюся прямую показателя демографии так и не удалось направить в положительное русло.
В курортном городе Паланга, на берегу Балтийского моря, живет Сандра Кахиани. Она руководит известным в городе кабачком, расположенном на главном променаде города. Поработав на нескольких работах в Лондоне, пару лет назад она вернулась в Литву и не пожалела о своем выборе оставить метрополию с шумным ритмом жизни.
«Решение вернуться и перевезти сюда семью, было лучшим в моей жизни, — сказала Сандра в интервью BNN. — Некоторые наши литовские друзья, жившие в Лондоне, тоже пошли по нашим следам — они вернулись и поселились здесь, в Паланге, где они руководят успешными компаниями».
Второй год подряд Литва переживает ранее невиданное: число реэмигантов превышает количество литовцев, которые уезжают за границу в поисках лучшей жизни.
«Стоит признать, что статистика стала более оптимистичной, — указал руководитель общества Eksemigrantai Довидас Петрошюс. — Не только пандемия, но и ощутимо более высокий уровень жизни здесь и новые возможности, которые дает Литва, побудили многих собрать вещи и вернуться».
Петрошюс отмечает, что раньше разница в литовских и скандинавских зарплатах была более резкой, но сейчас она сократилась. «В таком размере, что многие больше не считают отъезд из Литвы разумным выбором», — сказал глава общества реэмигрантов.
Экономист: Возвращение эмигрантов — лучшая новость с момента восстановления независимости
Экономист Александр Изгородин из PR-агентства Brandonomika назвал активное возвращение гастарбайтеров на родину одной из лучших новостей с момента восстановления независимости страны в 1990 году.
«Судя по доступным на сайте Управления статистики данным, Вильнюсский район создает более 40% внутреннего валового продукта страны. Вклад других регионов в ВВП заметно меньше. Поэтому,
когда мы видим, что в регионах осели бывшие гастарбайтеры, что они создают здесь рабочие места и предлагают работу, они в большой мере делают то, что государству сделать до сих пор не удавалось — оживляют жизнь в провинции»,
— сказал экономист.
Департамент статистики Литвы подсчитал, что в 2020 году в страну вернулись свыше 20 000 литовцев, в первой половине 2021 года — около 11 000. Реэмигрантам свойственно не только отдавать предпочтение сельской жизни, но и, поселившись там, они поднимают большой предпринимательский дух.
«Мы действительно видим больше людей, которые возвращаются и начинают вести собственный бизнес в сельских регионах. Некоторые из них останавливаются в пустых сельских дворах своих предков, беря на себя заботу о них и поддерживая жизнь на селе», — указал руководитель Литовской ассоциации самоуправлений Роландас Бружас.
Глава ассоциации назвал также и другие причины, которые побуждают приезжих осесть в регионах.
«В крупных городах очень большая конкуренция. Выделиться там со своей идеей гораздо сложнее. Регионы предлагают больше бизнес-нищ, а спрос на конкретные услуги в них выше», — сказал Бружас.
Закономерно, что многие вернувшиеся — молодые люди с ощутимым опытом и навыками продвигать проекты.
«Отсюда и их готовность начинать свои бизнес-проекты. Обычно они очень хорошо справляются с управлением проектами и определенно хорошо понимают, как заполнить необходимые бланки», — поделился наблюдениями представитель самоуправлений.
Новая идея в городе и накопления из Ирландии
По возвращении в Палангу в 2017 году Сандра активно поддержала решение родителей преобразовать кафе, которым семья управляла многие годы, в кабачок ,что на тот момент было новинкой для курортного городка. «Я хорошо знала лондонские кабачки как вид бизнеса, но моим родителям пришлось посетить Ирландию, США и Лондон, чтобы это понять», — вспоминает Сандра.
На родину, в Литву, вернулась и Юргита, которая после множества прожитых в Ирландии лет нашла свое счастье в Шауляе. «Нам крайне не хватало дома, и тоска только росла. Стали думать о ребенке и знали, что он должен родиться в Литве», — делится Юргита с порталом Delfi.lt.
Салон красоты, который она открыла в Шауляе, начал успешно работать вскоре после открытия — в Ирландии семья смогла накопить достаточно средств, чтобы справиться без банковского кредита.
Чтобы способствовать развитию бизнеса, многие самоуправления Литвы предлагают финансовую поддержку новым копаниями, открывающимся в регионах.
Экономист Изгородин также отмечает, что экономические причины, в том числе приближение уровня зарплат к уровню стран Западной Европы — весомые аргументы для возвращения в страну.
Глава Литовской ассоциации самоуправлений Бружас считает, что важен и ряд других причин. Например, компьютеризация рабочих мест, возможность работать из дома и растущая поддержка нового бизнеса со стороны регионов ЕС.
Демография все еще падает
Общая демографическая ситуация в Литве все еще не внушает радости. Число жителей в стране в первом полугодии 2021 года сократилось примерно на 12 000, чему причиной стало недостаточное число новорожденных, которое компенсировало бы смертность в период пандемии.
Заместитель директора Департамента статистики Литвы Инга Масюлайте-Шукевич указала, что на демографические показатели больше всего повлияла пандемия коронавируса, а не социальные аспекты.
«За полгода скончались около 24 000 человек. Из-за разницы рождаемости и смертности численность населения сократилась на 12 000. Число новорожденных в первом полугодии сократилось на 11 000, что на 16% меньше, чем в аналогичный период 2019 года, до пандемии. Число умерших при этом возросло на 17%. Чувство незащищенности и неопределенность в большой мере повлияли на планы людей относительно создания семей и рождения детей», — прокомментировала Масюлайте-Шукевич.
«Рост смертности повлияет и на прогнозируемую продолжительность жизни, а также на продолжительность здоровой жизни. С 1990 года, по данным официальной статистики, число жителей Латвии сократилось на 898 тысяч. Из них 679 тысяч жителей выехали, а более 200 тысяч связаны с негативным соотношением рождаемости и смертности.