Несмотря на возражения Совета по конкуренции и Министерства финансов, в понедельник утром, 17 декабря, комитет Кабинета министров утвердил предложения Министерства сообщения о делегировании администрирования очередей на внешних границах Латвии частному лицу сроком на пять лет.
Солвита Аболтиня с супругом ЯнисомПоскольку новая система начнет работать не раньше, чем через полгода, на обеспечение этих функций Государственной пограничной службой потребуется 25 000 латов. Данный вопрос еще предстоит согласовать с Министерством финансов.
До рассмотрения вопроса на заседании правительства планируется установить максимальный потолок цен за услуги для их получателей. Кроме того, по предложению Министерства внутренних дел, МВД будет вычеркнуто из круга учреждений, занимающихся оценкой претендентов, сообщает LETA.
Как известно, «приведение в порядок» законодательства, касающегося администрирования очередей на границах Латвии, ведется уже с конца прошлого года и связано оно с интересами Латвийской ассоциации автоперевозчиков Latvijas Auto, которой владеет Янис Аболтиньш – муж лидера партии «Единство» Солвиты Аболтини.
Совет по конкуренции в своем отрицательном заключении отмечает, что «проект правил разработан для некоего конкретного претендента» и призывает «осуществлять делегирование не таким скрытным способом, а в виде дискуссии, в том числе обосновывая целесообразность выбора в сравнении с возможными альтернативами». Также отмечается, что предложенные правила предусматривают ряд критериев, связанных со специфическим опытом, которые Совет по конкуренции оценил как «несоизмеримые», пишет портал Pietiek.
При рассмотрении поправок в комиссии Сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции, которой руководит депутат от «Единства» Айнарс Латковскис, была пролоббирована норма об электронном пересечении границы и возможность делегировать администрирование очередей частному лицу. Отрицая подозрения о политическом лобби в интересах бизнеса мужа, Аболтиня во время второго рассмотрения закона выступила с трибуны Сейма с эмоциональной речью.
Министерство финансов повторно раскритиковало то, что в правилах за оказанные платные услуги «не предусмотрены доходы в госбюджет, а только для частного лица». И хотя в аннотации к проекту правил указано, что частное лицо, с которым будет заключен договор, не будет требовать средства с государства, обеспечивая введение услуг за свои средства, нигде не указаны расчеты того, сколько это фактически будет стоить и, соответственно, какова может быть прибыль. Вопреки ранее заявленному, что государство на этой услуге ничего не заработает, но также ничего и не вложит, теперь в позиции Минфина появились прогнозы о возможных убытках. Минфин призвал вписать в проект протокольного решения: «Возмещение убытков Министерства сообщения, если такие возникнут, следует обеспечивать из средств, выделенных министерству из госбюджета, без выделения дополнительного финансирования из госбюджета».
Уже в начале сентября была предпринята неудачная попытка «прогнать» эти правила через правительство, но этому помешали возражения Министерства юстиции и Министерства внутренних дел (МИД). Пауза объяснялась желанием переждать момент, чтобы публичная критика не прозвучала до конгресса «Единства», состоявшегося 1 декабря, на котором Аболтиня была переизбрана на пост председателя партии.
Стоит отметить, что в пакете документов, предоставленных на заседание комитета Кабинета министров, не было самого договора делегирования, на который ссылается проект правил, а вместе с тем нельзя был оценить, каким именно будет соглашение между ответственным Минсообщения и частным лицом, которому правительство намерено дать зеленый свет.
В аннотации к проекту правил указано, что с автоводителей за электронную регистрацию пересечения границы планируется взимать до 15 евро (10,55 латов). Однако никаких финансовых поступлений в госбюджет предложенные правила не предусматривают, доход будет получать только частное лицо. При этом ранее латвийский МИД подсчитал, что за год доходы лишь на одном таможенно-пропускном пункте могут составить около 1,7 млн евро (прогноз доходов надо умножить по крайней мере на два, поскольку изначально услугу планируется ввести на таможенных пунктах в Терехово и Гребнево).
Источники из рядов латвийских автоперевозчиков, которые не хотят выступать официально, чтобы не подорвать собственный бизнес, рассказали порталу о схеме, которая практикуется в Latvijas Auto: компания взвинчивает расходы так, чтобы доходы в бюджет покрывали расходы,а в финансовых отчетах не появилась бы прибыль. Например, в 2011 году доходы Latvijas auto, согласно доступному в Lursoft официальному финансовому отчету, составили 3,1 млн латов, а расходы – 3 млн латов, вместе с тем указанная прибыль составила всего 110 419 латов. И хотя на сайте ассоциации указаны лишь 16 работников, за год в виде зарплат ассоциация Latvijas Auto выплатила 284 тыс. латов.
Ref: 102. 108.108.3204