Механизм образования топливных цен даже для человека с небольшим опытом в таких вопросах не вполне ясен, однако по сравнению с ценами на продовольствие – он гораздо прозрачнее, сказал руководитель отдела анализа рынка Citadele Asset Management Зигурдс Вайкулис.
По его мнению, рынок топлива достаточно претерпел и, хотя в нем до сих пор много неизвестного, по сравнению с другими рынками продуктов и услуг, он является одним из наиболее прозрачных. «Образование цен на молоко, хлеб и мясо – это мистика», – сказал Вайкулис, отметив, что об этом свидетельствует сильное различие цен в странах Балтии.
Всвязи с делом, начатым Советом по конкуренции, о возможных нарушениях Закона о конкуренции в деятельности ООО Latvija Statoil, ООО Neste Latvija и ООО Lukoil Baltija R Вайкулис отметил, что обнаружить нарушения ценообразования или возможный сговор между торговцами топливом будет очень трудно, поскольку нет ничего драматического или вызывающего, что свидетельствовало бы о согласованной политике.
По мнению Вайкулиса, о сговоре между торговцами топливом могут свидетельствовать два обстоятельства. Во-первых, это относится к наценкам. Вайкулис пояснил, что, согласно данным Европейской комиссии по сравнению с 2006 и 2007 годом они значительно выросли. «раньше торговали с одной наценкой, а теперь – с другой. Так делают все. У какой-то компании могут возникнуть денежные проблемы, и она может увеличить наценку, но если так делают все – это заставляет задуматься», – признал аналитик.
Во-вторых, среди стран европейского союза Латвия серьезно поднялась вверх в списке стран с самым дорогим топливом. Если в 2006 и 2007 годах Латвия в этом списке могла радоваться одними из самых низких цен на топливо, то теперь она находится примерно в середине. Это означает, что цены на топливо в Латвии выросли даже относительно европейских стран.
В прежние годы топливо в Литве было самое дорогое, а в Эстонии – самое дешевое. Сейчас уровень цен в Литве и Латвии сравнился и разница с Эстонией увеличилась. В Латвии после отчисления налогов топливо стоит на пять сантимов дороже, чем в Эстонии. «Это довольно большая разница. Бочка одна — Mažeiķu nafta, объем рынка примерно одинаков и игроки все те же самые. Остается задать риторический вопрос – почему в Латвии цена топливо даже без налогов выше?» – говорит Вайкулис.
Эксперт оценивает конкуренцию на латвийском топливном рынке как достаточную, однако он напомнил, что ее всегда мало и это касается всех отраслей. Информация о распределении частей рынка не доступна, однако Вайкулис слышал, что примерно 40% топливного рынка Латвии занимает Statoil Latvija.
В то же время он допускает, что цены в Латвии на пару сантимов выше, поскольку операторы стараются привлечь клиентов картами лояльности. В отдельных сетях со скидочными картами топливо может стоить даже на три сантима дешевле, чем для водителя «с улицы». Поэтому повышение топливных цен может быть осознанным шагом, чтобы с помощью клиентских карт привлечь к себе как можно больше потребителей.
В марте прошлого на вопрос о том, будет ли проводиться исследование топливного рынка, глава Совета по конкуренции Иева Яунземе отметила, что этот рынок является прозрачным и предсказуемым. Можно предугадать, какая цена будет у партнера, поскольку ее определяет объем топлива. Зная, каков будет объем топлива у партнера, станут известны и следующие шаги и то, насколько большой будет скидка. Яунземе также отметила, что на топливном рынке нет ценовой конкуренции, но существует так называемая неценовая конкуренция, когда предприятия конкурируют на уровне бизнес-идей, поскольку благодаря этому можно достичь оборота.