Объемы грузов в порту Риги в 2020 году могут вырасти до 49 млн т, в Лиепае — до 12 млн т, а в Вентспилсе — до 30 млн т. Такой прогноз указан в проекте программы развития портов на 2014-2020 годы, который был одобрен на сегодняшнем заседании Совета портов, транзита и логистики Латвии.
Вместе с тем подчеркивается, что порты Риги и Лиепаи прогнозируют привлечение новых грузов, а порт Вентспилса более осторожен в прогнозах и крупного роста грузов не планирует.
Среди угроз работе портов упомянуты зависимость грузопотоков от внешних трудно прогнозируемых политических и экономических факторов, а также растущая конкуренция среди портов восточного побережья Балтийского моря. Подчеркивается и то, что если не проводить реконструкцию гидротехнических сооружений, то возможно существенное ухудшение уровня безопасности судоходства, в результате чего грузооборот может сократиться в связи с ограниченными портовыми мощностями. Возможен и рост риска загрязнения окружающей среды.
Из-за сокращающегося финансирования из еврофондов недостаточно инвестиций на развитие инфраструктуры. Угрозой названо и введение новых налогов, пошлин и прочих обязательных платежей, так как приводит к увеличение финансового бремени на бизнес; а также несбалансированные с экономическим ростом, жесткие требования по защите окружающей среды, которые, в свою очередь, представляют угрозу конкурентоспособности.
Слабыми сторонами портов в проекте программы названы недостаточные глубины акваторий отдельных портов, недостаточное финансирование для обеспечения полноценного развития портов, а также недостаточно развитая инфраструктура подъездных путей — и железнодорожных, и автомобильных. Подчеркивается и то, что гидротехнические сооружения в отдельных портах находятся в критическом состоянии, а на работы малых портов влияет сезонный фактор — в зимние месяцы на судоходство влияет лед. В отдельных портах недостаточные грузовые площадки и складские площади.
Подготовленный Министерством финансов проект программы был одобрен сегодня, хотя у организации «Балтийская ассоциация — Транспорт и Логистика» были возражения.
Представитель Министерства путей сообщения Андрис Малдупс отметил, что разработка программы затянулась из-за изменений в геополитической ситуации, которые повлияли и на транзит. Кроме того, было трудно договориться по грузовым прогнозам, поскольку риски высокие. И поэтому цели выдвинуты с осторожностью.
Главное внимание уделено диверсификации грузов, привлечению грузов с добавленной стоимостью, индустриализации, а также обслуживанию пассажиров в портах.
Проект программы еще должен быть утвержден в правительстве.
В прошлом году в порту Риги было перевалено 41,08 млн т — на 15,8% больше, чем в 2013 году. В Вентспилсе было перевалено 26,2 млн т — на 8,9% меньше, чем в 2013 году, а в Лиепае — 5,3 т, и это на 9,5% больше, чем в предыдущем году.
Представитель «Балтийской ассоциации — Транспорт и Логистика» Инга Антане положительно оценила тот факт, что в программе учтены рекомендации Всемирного банка по критериям оценки портов, но отметила, что не подчеркнут фактор роста международной конкурентоспособности Латвии. Не подчеркнута и важность роли государства в этом процессе. В программе не хватает акцента на улучшение управления портами. Еще Антане подчеркнула, что в программу следует включить и то, что разрабатывается долгосрочная тарифная политика для развития конкурентоспособности.
Министр путей сообщения Анрийс Матисс отметил, что предложения Антане будут учтены и по поводу тарифной политики еще будут дискуссии, но нужно понимать, что в госбюджете нет ресурсов, чтобы компенсировать оплату железнодорожной инфраструктуры.
В Совете портов принято к сведению предложение включить в программу аспекты обеспечения безопасности малых портов.
Ref: 102.112.112.2683