Водителей автопарка вынуждают платить предприятию по 250 латов

Петерис Салказанов

Водителям муниципального Елгавского автобусного парка регулярно приходится поддерживать предприятие за свои же деньги. Инспекция по труду признает, что ничего подобного до сих пор не встречала. Незаконная практика существует уже довольно долго, поскольку сотрудники предприятия боятся потерять благосклонность работодателя. 

Елгавское самоуправление, которым руководит член «Союза зеленых и крестьян» (СЗК) Андрис Равиньш, очень гордится своими автобусами, часть которых произведены в Латвии и выглядят совершенно новыми. Однако оказалось, что в автобусном парке безнаказанно действует якобы добровольная, но держащаяся в секрете система, сообщает программа телеканала TV3 Nekā Personīga.

Условия, на которых можно стать водителем на одном из обслуживаемых автобусным парком маршрутов, ощутили на себе многие претенденты. Один из них – житель Елгавы Гунтарс Бринькис, второй – житель Добеле Янис Карневскис. Они прошли инструктаж и подписали трудовые соглашения, однако примерно через две недели, когда надо было приступать к работе, выяснилось, что для того чтобы получить работу, в кассу муниципального автобусного парка прежде всего необходимо заплатить 250 латов. «Ждут, когда заплатишь залог, и тогда работайте! Осталось только ввести тотализатор – кто больше заплатит, тот и будет работать на предприятии», – рассказал программе бывший работник Елгавского автобусного парка Бринькис.

Оба претендента испытали чувство удивления и разочарования, поскольку таких денег, чтобы заплатить за трудоустройство, ни у одного, ни у другого мужчины не было, а работа была им очень нужна. В результате, предприятие согласилось сначала взять с них по 100 латов, такую сумму заплатили оба претендента. При этом они подписали письменное подтверждение, что остаток заплатят позже. Кроме того, надо было подписать и декларацию конфиденциальности о том, что связанная с финансами предприятия информация и содержание заключенного договора являются коммерческой тайной, разглашать которую сотрудникам запрещено.

Вскоре мужчины поняли, что муниципальное предприятие использует деньги в качестве эффективного метода наказания, чтобы заранее застраховаться от потенциальных нарушений, допущенных сотрудниками. Например, если отмечается избыточное потребление топлива или полученная от продажи билетов сумма не соответствует плану, недостача взимается с уплаченных работниками 250 латов. Каждый месяц работники должны пополнять залог до требуемых 250 латов. Гунтарс и Янис были убеждены, что у них никогда никаких нарушений не будет, поэтому сначала чувствовали себя спокойно. Однако через пять отработанных дней из залога Гунтарса были вычтены 100 латов за несовершенное нарушение. «Я пять дней ездил по маршрутам. Лишь в один день я уложился в установленное потребление топлива. В план не укладывался. Там были составлены какие-то ненормальные планы, которые я, честно работая, выполнить не могу. И как оказалось, из-за этого невыполненного плана у меня с той залоговой суммы сняли деньги», – сказал Бринькис.

Можно было бы подумать, что предприятие подозревает, будто пассажиров на самом деле хватает, но водители не выдают им билеты и кладут деньги в свой карман. Однако для этого существует специальный контроль, который должен сначала зафиксировать нарушение, а потом наказывать за него. «Лично я проработал две смены. План не выполнил, хотя на моем маршруте был контроль, который проверил, все ли в порядке и поставил соответствующий штамп в моем маршрутном листе. То есть нарушений не было!», – возмущен Карневскис.

Однако штраф все равно назначили. Спустя два проработанных дня из уплаченных Карневским 100 латов, сняли 49 латов, при этом его зарплата составила 60 латов. То есть, работая примерно с шести часов утра до восьми часов вечера с перерывом в один час в середине дня, и значительно перерабатывая разрешенный водителям девятичасовой рабочий день, водители зарабатывали примерно 5,5 латов в день. Бринькис за пять отработанных дней не заработал ничего, поскольку сумма начисленного ему штрафа превысила заработанную сумму.

Оба почувствовали себя обманутыми и потребовали вернуть им деньги, на что получили отказ. Тогда мужчины уволились с работы. Бринькис пожаловался в Инспекцию по труду. Там даже опытные инспекторы не могли поверить в существование такой системы. «Даже декларация есть! О, господи! Декларация конфиденциальности! Это означает, что он [работник] отказывается защищать свои интересы. Конечно, это абсурд! Фантазия работодателей не имеет границ. И мы не можем предвидеть, что каждый из них может придумать!» – возмущенно прокомментировала ситуацию руководитель отдела по трудовым правам Инспекции по труду Марите Нориня.

Автором такой системы является администрация Елгавского автобусного парка. «Какая проблема сейчас в Латвии самая сложная для работодателей? Кражи! Люди крадут! Если человек электрик, сходите к нему домой и посмотрите – весь его набор инструментов, связанный с электричеством, краденый. Если он сантехник, сходите к нему домой и посмотрите его инструменты. Все инструменты, которые нужны сантехнику, уже у него дома! Также и с водителями. Если он работает, сходите к его соседям и спросите, можно ли у его соседа купить топливо!» – так необходимость в подобной системе объяснил руководитель Елгавского автобусного парка, президент Латвийской ассоциации пассажирских перевозчиков Петерис Салказанов. На вопрос, нельзя ли такие санкции использовать лишь в отношении тех сотрудников, которые были пойманы на краже, Салказанов ответил: «Понимаете, основная проблема для работодателей – суды. Суды длятся очень долго. В результате, предприниматели тратят финансовые ресурсы, нанимая юристов, тратят свое время».

Из прошлогоднего финансового отчета следует, что Елгавский автобусный парк работал с прибылью в размере около 46 тыс. латов. Сколько из этой суммы помогли заработать своими добровольными взносами сотрудники, неизвестно. Более того, до сих пор ни один из 90 шоферов предприятия не пожаловался на существующее положение дел. Они боятся давать интервью, опасаясь, что в будущем штрафы придется платить еще чаще.

«Конечно, при встрече они все это обсуждают. Но очевидно, что они обсуждают это только между собой. Здесь следовало бы привлечь профсоюз и, может быть, устроить забастовку, но они стерпели, оставили это в себе и публично это не обсуждали, опасаясь потерять работу и зная, что работы не так уж много», – сказал Бринькис.

Инспекция по труду призывает работников автопарка быть смелее и сопротивляться незаконным обязательствам о залоге и штрафах. Инспекция намерена разобраться в данной ситуации и просит сотрудников поделиться информацией хотя бы анонимно.

Член СЗК, мэр Елгавы Андрис Равиньш, ответственный за то, что происходит в муниципальном автобусном парке, признался, что знал о системе залогов и считал, что она законна. На вопрос, вернет ли предприятие деньги работникам, если они этого потребуют, он ответил, что сделать это придется, если будет констатировано, что деньги взимались незаконно. Салказанов на это ответил: «Прежде всего с проверкой придет Инспекция по труду, а после проверки посмотрим, какие будут результаты».

Пока же система продолжает действовать. Автобусному парку не хватает около десяти водителей и похоже, что новым претендентам предстоит столкнуться с теми же старыми условиями.

Ref: 102.108.108.3088

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости