Латвийские порты могут улучшить отношение к себе как со стороны общества, так и со стороны инвесторов, сделав свою деятельность прозрачной, а также предоставляя исчерпывающие ответы на заключения Госконтроля о Рижском порте, регулярно публикуя результаты годовых аудитов, а также введя политику открытости, указали эксперты Всемирного банка.
В среду, 27 ноября Всемирный банк подал Министерству сообщения заявление «Отчет о портовом секторе в Латвии: Конкурентоспособность и управление». Отчет подготовлен по просьбе Министерства сообщения, а его главной целью является оценка ситуации в двух крупнейших портал Латвии – Риге и Вентспилсе, а также предоставление рекомендаций о том, как повысить международную конкурентоспособность и сделать так, чтобы управление портами соответствовало международной практике.
В сообщении подчеркивается, что латвийские порты работают в условиях острой конкуренции – за последние десятилетия Латвия проиграла часть рынка конкурентам, особенно развивающимся российским портам. Чтобы справиться с конкуренцией, Рижский и Вентспилсский порты установили низкие тарифы и специализируются в сегменте безупаковочных товаров (уголь, масла). Им не удалось развернуть масштабную деятельность, чтобы привлечь грузы с высокой стоимостью, что лучше всего повысило бы спрос на услуги транспортировки грузов (например, контейнеры).
Для улучшения ситуации эксперты призывают усилить ответственность, связанную с портовой деятельностью в Латвии. «Необходимо увеличить ответственность портов, усилив роль правления, обеспечив оценку работы правления и оценку его управления, а также регулярно проводить операционные аудиты и публиковать их результаты», – говорится в сообщении.
Кроме того, отмечается, что у портов в настоящее время нет достаточных доходов для финансирования необходимых инвестиций. Можно повысить тарифы и улучшить обслуживание территории. Одновременно необходимо сохранить на нынешнем уровне или сократить расходы в соответствии с практикой конкурирующих портов. Если у порта нет достаточных доходов, чтобы обеспечить инвестиции, любое повышение налогов может вызвать необходимость еще больше повысить тарифы, что может уменьшить конкурентоспособность портов, пояснили специалисты Всемирного банка.
По их словам, необходимы значительные инвестиции, но ресурсы ограничены. Поэтому чрезвычайно важно сконцентрировать ресурсы на тех инвестициях, которые важны для обеспечения конкурентоспособности портов. Латвии надо создать такую инвестиционную политику, которая может эффективно оптимизировать предоставление ресурсов и обеспечить максимальную отдачу от вложений.
Кроме того, в сообщении указано, что порты являются одним из элементов в длинной логистической цепи, а пользователи портовых услуг оценивают работу всей цепи логистики (расходы, время, надежность), а не только работу портов. В случае Латвии это означает необходимость увеличить емкость железных дорог, осуществить инвестиции, чтобы в порты могли войти большие корабли, а также добиться улучшения координации инвестиций по всей логистической цепочке.
102.108.108.5956