Линас Егелевичус специально для BNN
Ведущие лица Литвы, законодатели и аналитики пропустили противоречивые слова президента Ирландии Майкла Хиггинса о возможном участии НАТО и противопоставление Ирландии Литве и Латвии по большому счету пропустили мимо ушей, отчасти из-за начавшегося сезона отпусков.
В то же время те, кто заметил высказывания президента Ирландии, не замедлили с ответом.
Отстаивая традиционный ирландский нейтралитет, президент Хиггинс сравнил страны Балтии с Ирландией и призвал избегать опасного политического поворота. В интервью изданию Business Post перед организованным правительством Международным форумом по безопасности, Хиггинс сказал, что государству следует сохранять нейтралитет и воздержаться от погружения в повестку дня других лиц.
Президент Ирландии поругал правительство за начатую дискуссию о возможном участии Ирландии в НАТО, отметив, что министры играют с огнем и подвергают угрозе нейтралитет Ирландии.
В опубликованном в воскресенье, 18 июня, интервью Хиггинс сказал:
«Если вы в этом вмешиваетесь, то нет никакой разницы между вами и Литвой и Латвией».
В то время как у названных государствах начало раздаваться негодование в связи со сказанными словами, президент Ирландии извинился за свои слова о председателе Международного форума по безопасности Луизе Ричардсон, которую он назвал «дамой Британской империи», таким образом намекая на ее симпатии к политике Великобритании. Однако от других заявлений в рамках своего интервью Хиггинс не отказался, в том числе о нейтралитете Ирландии.
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис, сам отличающийся прямотой и резкостью, в ответ на заявление Хиггинса на сей раз проявил сдержанность: «Я не считаю, что Хиггинс высказался о Литве в негативном ключе… Я бы сказал, что это вопрос о ситуации с безопасностью. Литва находится в легко уязвимом регионе, а рядом — агрессивные соседи, и
много подчеркивается необходимость укреплять оборону, поэтому и было применено такое сравнение».
По словам министра иностранных дел Литвы, каждое государство вольно самостоятельно выбирать, как поддерживать госбезопасность — участвуя в военном альянсе, либо сохраняя нейтралитет — и такие дискуссии рассматриваются, как нормальные последствия изменений ситуации с безопасностью в Европе.
Ландсбергис отмечает: «Я знаю, какие дискуссии происходят в Ирландии в связи с растущими вызовами безопасности. Это Североатлантическое государство, и, хотя оно не является частью альянса, и они актуализировали этот вопрос, структура безопасности государства это их выбор».
В то же время некоторые эксперты не готовы прикрывать глаза на сравнения Хиггинса.
Бывший депутат, а ныне советник оппозиционного депутата Наглис Путейкис в беседе с BNN
назвал президента Ирландии одним из оставшихся приятелей Путина.
«Многие из них сейчас незаметны, поскольку во время войны особо нечего сказать в защиту Путина, однако, если предоставляется возможность, им нравится выступить и мутить воду, как и в данном случае. У меня такие политики ассоциируются с замороженным в мясом в холодильнике — только его достаешь, оно быстро портится и начинает вонять», — сказал советник политика.
Он подчеркнул: «Говоря серьезно, такие высказывания президента Ирландии кажутся мне странными, особенно учитывая, какой тяжелой была их собственная борьба за независимость. Для многих ирландцев Англия — это то же, что для литовцев Россия — поработитель. В таком контексте я ожидаю, что президент мог бы выбирать более обдуманные выражения».
Литовский европарламентарий Петрас Ауштревичус рассказал BNN, что слова бывшего президента были не к месту.
«Однако я знаю этого президента чуть лучше, чем другие — он ультралевый политик с коммунистическим тоном.
К тому же это сравнение сказано из уст поэта и писателя [согласно Википедии, поэзия Хиггинса публиковалась в периодических изданиях, а также вышло четыре сборника его стихов — Л. Е.], и я думаю, что такие люди с музой имеют более творческий подход», — сказал политик.
Бывший министр иностранных дел Литвы Повилас Гилис предположил, что, учитывая почтенный возраст, президент Ирландии имеет более глубокое понимание мира и войны.
«В определенном смысле я его понимаю: возможно, он человек мира, а не войны. Это позиция, которую я занимал длительное время. К сожалению, нас, миротворцев, гораздо меньше, чем разжигателей войны. Участие каждого — в том числе участие Ирландии в НАТО — имеет свою плату. Мне не кажется, что глава Ирландии сказал что-то неподходящее», — прокомментировал Гилис.
В 2018 году Хиггинс посетил Вильнюс.
В тот приезд он сказал: «Мы с радостью принимаем у себя литовцев, которые приезжают в Ирландию. Их община дает не только экономический вклад, но и культурный».
По официальным статистическим данным, в Ирландии проживают около 40 тыс. литовцев. По мнению официальных лиц Литвы, реальный показатель в два раза больше.