Относительно проекта на острове Криеву образовалась как бы стена молчания, и упоминать можно только Рижский свободный порт, если происходящее невозможно скрыть полностью, отмечает юрист Иева Бранте.
Как известно, 1 июля, правительство на закрытой части заседания рассматривало доклад Министерства сообщения о работе Управления Рижского свободного порта и обсудило реализацию проекта на острове Криеву.
Бранте поясняет, что о роли Рижской думы и ее многолетних представителях в портовом управлении, их ответственности в этом вопросе умалчивается. Поэтому нужно спрашивать, не появился ли за последние десять лет, пока общественность обсуждает олигархов «3А», наделяя их способностями влиять на все, что происходит в Латвии, кто-то другой, «не такой заметный и обсуждаемый игрок — богатый и, может, даже опасный человек со своим кругом влияния, которого боятся и от которого зависят очень многие».
Юрист подчеркивает, что проблемы с островом Криеву не были тайной для правительства, так как их 1 июля обсуждали в правительстве не первый раз. К тому же 10 апреля прошлого года Министерство финансов направило в Министерство сообщения и министру срочное письмо с подписью министра Андриса Вилкса о реализации проекта и рисках.
Независимо от ответа Матисса, в апреле прошлого года, очевидно, ничего не было сделано, если сейчас финансирование проекта по-прежнему «на критическом уровне», отмечает юрист. К тому же интересно то, что в докладах о проекте на острове Криеву написано и о договоре мены причалов, который невыгоден и противоречит договору, но об этом Матисс не упоминал для СМИ.
Как известно, проблемы с реализацией проекта на острове Криеву надеются уменьшить, подписав четырехсторонний договор — между Министерством сообщения, Министерством окружающей среды и регионального развития, Рижским свободным портом и Рижской думой.
1 июля правительство на закрытой части заседания рассматривало доклад Минсообщения о работе Управления Рижского свободного порта. После правительственного заседания министр сообщения Анрийс Матисс рассказал, что правительство обсуждало реализацию проекта на острове Криеву.
«Известно, что были опасения насчет реализации этого проекта. Мы заслушали доклады членов правления Рижского свободного порта и договорились о дальнейших действиях: будет подписан четырехсторонний договор между Минсообщения, Минсреды и регионального развития, Рижским свободным портов и Рижской думой, чтобы обеспечить достижение целей этого проекта», — подчеркнул министр.
По словам Матисса, в мае этого года в правлении Рижского свободного порта был утвержден график реализации проекта на острове Криеву, в котором предусмотрены конкретные мероприятия и сроки их проведения.
«Если в графике возникнут какие-то сдвиги, то опасения относительно освоения [вложенных в проект] средств вырастут, государственные платежи прекратятся и реализация проекта окажется под угрозой», — добавил министр сообщения и подчеркнул, что сейчас в связи с проектом на острове Криеву «мы — на критическом уровне».
Относительно прогнозов, когда проект будет выполнен, Матисс признался, что до конца этого года проект не будет закончен. Полностью он может быть закончен в августе следующего года.
На вопрос о причинах, почему проект не развивается так, как планировалось, министр сообщения ответил, что главная проблема заключается в управлении проектом, которое является задачей Управления Рижского свободного порта. «Виновата и коммуникация со стивидорными компаниями, которые переберутся на остров Криеву. И разрешение на строительство железной дороги было выдано только в прошлую пятницу. По сути, главной причиной являются организационные вопросы», — подчеркнул Матисс.
Решение о переносе порта из центра города на остров Криеву депутаты Рижской думы приняли летом 2009 года.
В 2012 году победителем конкурса на развитие инфраструктуры повторно была выбрана компания BMGS S, которая предложила реализовать проект за 88,71 млн латов (126,22 млн евро).
2 апреля 2012 года Еврокомиссия утвердила крупный латвийский проект Фонда сплочения, предусматривающий развитие инфраструктуры для перемещения деятельности порта на остров Криеву из центра Риги. Общие затраты на проект составляют 104 млн латов (148 млн евро), из которых финансирование из Фонда сплочения — 54 млн латов (77 млн евро).
17 сентября 2013 года латвийский филиал Nordea Bank Finland Plc. и Pohjola Bank Plc. заключили договор займа для выделения финансирования Управлению Рижского свободного порта в размере 80,2 млн евро. Финансирование предусмотрено для реализации проекта по развитию инфраструктуры, чтобы можно было переместить деятельность порта из центра Риги на северную часть острова Криеву.
Ref: 102.112.112.784