Ограничение для частных вузов на реализацию учебных программ на официальных языках стран Европейского союза не соответствует Конституции Латвии (Сатверсме), а ограничение обучения на других языках — соответствует, решил Конституционный суд.
Это означает, что в частных вузах могут быть учебные программы, например, на английском языке, но не на русском языке, который не является официальным языком Европейского союза.
В четверг, 9 февраля, суд огласил решение по делу о правилах Закона о вузах, определяющих, что реализация образовательных программ в вузах и колледжах должна быть на государственном языке. Конституционный суд пояснил, что использование иностранных языков в учебных программах допустимо только в ряде указанных случаев.
Во-первых, на официальных языках ЕС можно осуществлять учебные программы, которые иностранные студенты осваивают в Латвии, а также учебные программы, которые осуществляются в рамках программ, предусмотренных программами ЕС или международными договорами в рамках сотрудничества. В объем учебного курса для иностранных студентов обязательно должно быть включено изучение государственного языка, если обучение в Латвии планируется сроком более шести месяцев или если оно превышает 20 кредитных пунктов.
Во-вторых, на официальных языках ЕС можно реализовывать не более одной пятой части учебной программы, соблюдая условие, что в эту часть не входят заключительные и государственные экзамены, а также квалификационные работы, работа над бакалаврской или магистерской работами.
В-третьих, учебные программы, для осуществления которых иностранный язык необходим для достижения целей учебной программы в соответствии с классификацией латвийского образования по следующим группам программ: изучение языков и культуры, языковые программы. Решение о соответствии программ группам принимает комиссия по лицензированию.
В-четвертых, на официальных языках ЕС можно осуществлять совместные образовательные программы.
Дело было возбуждено по заявлению двадцати депутатов 13-го Сейма Латвии.
По мнению истцов, оспариваемые нормы ограничивают право частных высших учебных заведений осуществлять коммерческую деятельность, а также нарушают принцип защиты правового доверия. Нормы запрещают осуществлять уже лицензированные и аккредитованные учебные программы на иностранных языках, а также законодатель не обеспечил щадящий переход на новое правовое регулирование.
Кроме того, указанные нормы ограничивают граждан и предприятия стран ЕС, которые хотели основать в Латвии частные школы, чтобы предоставить свободу выбора услуг высшего образования, бизнеса или сделок.
Истец считает, что ограничение основных прав несоразмерно, поскольку достичь легитимных целей — содействие использования госязыка и сохранение национальной идентичности — можно достичь менее ограничивающими основные права средствами, которые допускали бы более широкое применение иностранных языков. Также отмечается, что не был достигнут справедливый баланс между интересами частных вузов и общества.
Анализируя соответствие оспариваемых норм Сатверсме, Конституционный суд постановил, что ограничение принято на основании закона, принятого в установленном порядке.
Кроме того, они имеют легитимные цели — защиту демократического устройства и прав других лиц, поскольку оспариваемые нормы укрепляют роль государственного языка в высшем образовании и способствуют более активному использованию государственного языка, защищая права жителей Латвии использовать госязык.