Началось самое тихое время года — время рождественских надежд. На Тукумс медленно падают хлопья снега, город постепенно становится белым. Выйдя на ул. Пилс, замечаешь вокруг тишину. В свете фонаря видно, как «танцуют» снежинки. Вдалеке кто-то кричит: «Вы, наверное, к нам». BNN отправился побеседовать с руководителем Merci Kafe Анией Рабкевичей (23) и основателем предприятия Риналдсом Плугисом (22), которые поделятся опытом о том, могут ли «выжить» в Латвии молодые предприниматели.
Счастливая встреча
В кафе играет легкий джаз, вокруг рождественское настроение. Беседа проходит здесь же, где посетители ужинают. На вопрос, как оба молодых человека попали в эти помещения, они ответили: «То, что мы хотим предприятие, знали еще три года назад. Мы лелеяли свою мечту, взвешивали различные возможности. Но то, что предприятие будет в сфере питания, мы и представить не могли. Мы скорее назвали бы это счастливой встречей — оказались в нужное время в нужном месте».
«Мы хотели закрепиться, работать на себя, — рассказывает управляющая предприятием. — Хотели быть «кузнецами своего счастья». Помню, как увидели объявление о продаже этого места и поняли, что хотим и сделаем это. Через неделю мы приняли решение, а через две начали активно действовать». Поскольку оба они изучают предпринимательскую деятельность, то не сомневались, что справятся.
Трудности
Самое трудное при начале бизнеса было то, как преподнести посетителям основную идею этого места — чувствовать себя как дома, чувствовать по-особенному, без спешки, чтобы здесь можно было поесть, а также поработать.
«Еще нужно понимать, что в маленьком городе, особенно в холодное время, столько человек, столько есть, поэтому мы стараемся к каждому «подходить» индивидуально, понимая, что свое место под солнцем нужно завоевывать», — говорит основатель предприятия.
Делая заказы у поставщиков и отправляясь за покупками на базы или в магазины, оба предпринимателя замечают рост цен, то есть инфляцию, которая влияет на всех в сфере питания.
К сожалению, суровая правда такова, что обоим приходится искать альтернативы — местным производителям предпочитать иностранных поставщиков.
«Мы сильно ощущаем, когда меняется цена на какую-то группу продуктов, которая важна нам. Это болезненный вопрос. Но суровая и грустная реальность такова, что какими бы патриотами этой страны мы ни были, зачастую приходится смотреть и на предложение наших ближайших соседей, которое для нас, к сожалению или к счастью, более выгодно. Цена все-таки важна, ведь в будущем мы хотим и зарабатывать, а не только выживать», — рассказывает Плугис.
Занять свое место в маленьком городе
На вопрос о том, чем это предприятие выделяется в этом городе, Рабкевича ответила: «Можно сказать, что наша «изюминка» — наличие блюд из разных культур. Мы знакомим маленький город с различными вкусами».
Основатель предприятия говорит, что одна из функций кафе — просвещение посетителей: «Мы понимаем, что не у всех есть возможность ездить несколько раз в год за пределы Латвии. А у нас можно попробовать, что такое итальянская паста или суп харчо».
Долгосрочная стратегия – туризм
Говоря о будущем, молодые предприниматели делают ставку на туризм: «Мы не можем жить лишь в мире грез, мы еще и реалисты и понимаем, что зимний период более тихий, поэтому нужно использовать фантастический климат Латвии, преимущества Тукумса, надо развивать туризм. Поскольку мы начинали бизнес в середине лета, то наблюдали наплыв туристов в городе. Наша долгосрочная стратегия — привлечение туристов, но ведь туристы это не только иностранцы — немало местных изучают города Латвии».
По словам руководителя предприятия Merci Kafe, она уже сейчас думает о привлечении туристов. «Через два месяца после начала бизнеса мы приняли участие в объявленном Тукумсом конкурсе Radi Tukumam, («Создай для Тукумса») и получили финансирование на осуществление своей идеи, главная цель которой — питание и туризм», — рассказала она.
Сейчас проект на стадии создания. Вместе с центром туристической информации ведется поиск информации и создается долгосрочный план того, как показать Тукумс с другого угла, чтобы этот проект был интересен каждому посетителю. «Надеемся, что уже следующей весной, в начале активного туристического сезона, этот проект не только будет на бумаге, но и начнет реально работать».
В конце беседы молодые люди сказали: «Мы желаем каждому предпринимателю в Латвии силы и выносливости. Мы хотим, чтобы люди возвращались в Латвию и находили свое место на рынке труда».
Ref: 225.112.112.7863