Отказ «Российских железных дорог» (РЖД) осуществлять значительные грузоперевозки из российских портов в Латвию могут создать транзитной отрасли чрезвычайную ситуацию, сообщают представители общества «Балтийская ассоциация Транспорт и логистика» (БАТЛ).
Кризис во второй крупнейшей отрасли народного хозяйства страны будет означать серьезный удар по экономике Латвии в целом, считают в обществе и подчеркивают, что к такой ситуации привела нерешительность правительства, непродуманные и поспешные решения, а также нежелание решать вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности отрасли.
«Решение правительства запретить Вентспилсскому порту участвовать в масштабном международном проекте Nord Stream 2 свидетельствует о том, что правительство не умеет либо не хочет отстаивать экономические интересы своего государства», — продолжает БАТЛ.
Представители логистики поясняют, что аргументы правительства об угрозе госбезопасности со стороны Nord Stream 2 не выдерживают критики. «Согласно латвийской внешнеполитической доктрине, Россия по-прежнему является стратегическим партнером нашей страны, и разговоры о шпионаже под прикрытием переваливаемых труб являются преувеличенной драматизацией ситуации. Гораздо более реальная угроза это армия безработных вследствие крупного спада транзитных грузов, которым надо будет платить социальные пособия, и очередной рост волны эмиграции», — говорит президент БАТЛ Инга Антане.
«Непонятно, в чьих интересах государственные должностные лица принимают решения, которые реально вредят отрасли, обеспечивающей работой вплоть до сотни тысяч человек и приносит экономике Латвии более миллиарда евро в год. Пришло время взять на себя реальную ответственность за свои решения, которые уже начинают нести экономике Латвии очень тяжелые последствия», — говорит Антане.
БАТЛ многократно призывала президента Раймондса Вейониса, премьер-министра Мариса Кучинскиса, даже министра сообщения Улдиса Аугулиса серьезно заняться решением вопросов, связанных с повышением конкурентоспособности транспортно-логистической отрасли, но так и не дождалась от государственных высокопоставленных должностных лиц ни разработки единого транзитного коридора, ни выравнивания железнодорожных тарифов, ни продиктованного элементарной вежливостью ответа, подчеркивают представители.
Также БАТЛ указывает, что призывала сотрудничать и Вентспилсскую думу, но и от нее не последовало участия в решении вопросов, важных для транзитной отрасли. «Это свидетельствует о том, что и правительство, и нынешнее руководство Вентспилса не интересует конкурентоспособность латвийской транзитной отрасли на карте мира и ее дальнейшее развитие», — считают в обществе.
Представители логистики поясняют, что выравнивание железнодорожных тарифов обсуждается еще с 2015 года, когда начал стремительно сокращаться объем грузов в вентспилсском направлении. В Министерство сообщения было передано исследование о конкурентоспособности портов, предложения и даже решения по потенциальным финансовым источникам, но правительство до сих пор не посчитало нужным решать этот витально важный для транзитной отрасли вопрос.
«С точки зрения народного хозяйства страны неправильно, что работающие в трех крупных портах коммерсанты соперничают между собой не качеством услуги в условиях честной конкуренции, а доступностью государственной инфраструктуры. Из-за расстояния Вентспилсский порт неконкурентоспособен. Если предпринимателю на 3-5 евро/т дороже везти в Вентспилс, он либо останется в Риге либо пойдет в Клайпеду. В итоге проигрываем мы все», — напоминает Антане.
Она подчеркивает, что БАТЛ уже несколько лет упорно просит правительство найти 20 млн евро для отрасли, чтобы можно было выровнять железнодорожные тарифы для всех портов. Это повысит конкурентоспособность не только Вентспилсского порта, но и всего нашего транзитного коридора. Правительство обязано не только взимать налоги, но в первую очередь создавать условия для того, чтобы эти налоги можно было заработать.
Ref:224.112.112.6468