У Европы очень большие планы относительно развития портов: к 2030 году объем грузов планируется увеличить в полтора раза, создав 160 тыс. новых рабочих мест. Нам нужно срочно действовать, чтобы в сфере транзита не попасть в группу стран второй скорости, считает президент «Балтийской ассоциации — Транспорт и Логистика» (БАТЛ) Инга Антане.
В интервью газете Latvijas Avīze Антане указала, что еще на китайском саммите в рамках «16+1», который проходил в Риге, отмечала: «Привозить поезд, который проедет 11 тыс. км, показать и потом отогнать обратно в Беларусь, нет смысла. Надо думать об обратных грузах. И у нас такие есть: у нас очень состоятельные соседи, которые производят товары с высокой добавленной стоимостью».
Она уверена, что работа принесет плоды, если в едином предложении Латвия сможет обеспечить инвесторам, грузовладельцам и грузоперевозчикам хороший, экономически обоснованный, эффективный, надежный, понятный путь для груза. «Инвесторы нам неоднократно признавались, что охотно сотрудничают, так как мы очень тщательно работаем с их продуктами. К тому же они по пути не пропадают, как это может случиться в некоторых других портах. Российские инвесторы заинтересованы вкладывать в стабильную среду. Однако создание единого транспортного коридора не является государственным приоритетом в Латвии. Я очень надеюсь на профессора Игоря Кабашкина, который приглашен к его разработке. Но он не министр, который должен принимать решения…»
На вопрос, как бывший министр Анрийс Матисс и нынешний Улдис Аугулис помогали разрабатывать единое транзитное предложение, Антане ответила, что в 2015 году, когда в Вентспилсе резко упал объем грузов, БАТЛ подала в Министерство сообщения исследование о повышении конкурентоспособности в латвийских портах, в котором предлагалось выровнять тарифы. Тогдашний министр Анрийс Матисс создал рабочую группу, которая начала искать решения. «Министра сместили, и эта рабочая группа больше не созывалась. Правда, нынешний министр Улдис Аугулис, вступая в должность, признался, что железнодорожные тарифы следует пересмотреть. Я только стучала в дверь министру и спрашивала: нельзя ли побыстрее? Когда меня больше не слышат, я стучу в двери СМИ».
Президент БАТЛ уверена, что Латвия должна уметь принимать все грузы, чтобы удержать этот транзитный поток. «Например, уголь. Он напрямую влияет на наше народное хозяйство. АО Baltijas Ekspresis отличный тому пример: в этом году у него будет рекорд — 10 млн перевезенных тонн. Сейчас, когда ему в этом году удалось перевезти больше грузов, которые привлекли стивидоры, предприятие создало 40 рабочих мест, рабочим повышены зарплаты, пришла работать молодежь, которым обеспечивают обучение. Noord Nattie тоже нарастил объем грузов за счет концентрата железной руды, металлолома, рапсовых семян и загрязненной почвы. Транзит имеет большую экономическую отдачу. Латвия должна его выдвинуть приоритетом народного хозяйства».
Антане отмечает, что Латвия относится к числу тех стран Европы, которые меньше всего занимают на инвестиции в транспорт. «На это нам месяц назад в Люксембурге указал эксперт транспортной отрасли Европейского инвестиционного банка Виго Легздиньш. Это дешевые ресурсы, которые при низких процентах можно использовать на долгосрочные проекты. ЕИБ предлагает инвестировать в транспортные проекты. У нас плохие дороги, автоперевозки дешевле, чем по железной дороге, и я слышала об инвесторах, которые поэтому не хотят ехать через Латвию. Мы теряем грузы, это отражается на экономике, поэтому надо быть гибче в привлечении займов. Мы должны использовать все возможности плана Юнкера [инвестиционный план, который предусматривает привлечение инвестиций в экономику ЕС в течение трех лет в размере минимум 315 млрд евро]».
Ref:103.112.112.6265