Латвийская ассоциация стивидорных компаний (ЛАСК) хочет видеть в руководстве Министерства сообщения компетентного и профессионального министра, который в нынешних геополитических условиях и обстоятельствах энергетического кризиса как на политическом, так и на хозяйственном уровне сможет обеспечить стабильность и развитие отрасли.
После распределения сфер ответственности в формирующемся правительстве ЛАСК в открытом письме призвала номинированного на пост министра сообщения политика встретиться с представителями отрасли, чтобы совместно обсудить дальнейшее видение развития отрасли и латвийских портов.
В письме отмечается: «У общества и политиков возникло ошибочное представление, будто управляющее латвийскими портами, транспортом, транзитом и отраслью логистики Министерство сообщения — одно из самых желанных министерств».
«В действительности в контролируемой этим министерством транспортной отрасли, как и латвийских портах, накопились серьезные проблемы, решение которых требует политической ответственности, а также взаимного сотрудничества между ведомствами и транспортной отраслью».
«Для его полноценной реализации важно создать компетентную структуру, которая будет полномочна без лишней бюрократии и посланий от одного министерства в другое, оперативно решать насущные проблемы отрасли, формируя направленную на сотрудничество коммуникацию с работающими в портах предпринимателями, и принимать конструктивные решения», — говорится в письме, подписанном председателем совета ЛАСК Арисом Озолиньшем и его заместителями Иварсом Ландманисом и Дайнисом Бабулисом.
Они отмечают: «Несмотря на то, что каждая тонна провезенного транзитом через Латвию груза дает нашей экономике 10,7 евро, на политическом уровне понимание насущных проблем отрасли и их решений все еще недостаточное».
«На это указывают и до конца не продуманная, принятая в спешке портовая реформа, нехватка утвержденной на государственном уровне программы развития портов, а также то, что Совет латвийских портов, транзита и логистики, который, согласно закону, координирует государственную политику в вопросах развития портов, в прошлом году созывался всего четыре раза».
Вместе с тем остались нерешенными вопросы, в которых необходимо участие нескольких министерств, например, назначение компетентного органа в санкционных вопросах, поддержание критической инфраструктуры, поддержка энергоемких предприятий в портах, финансовые вопросы и множество других, отмечается в письме ЛАСК.
Ассоциация считает, что реформа портов в ее нынешней редакции не является ни экономически обоснованной, ни юридически осуществимой, что вызывает у работающих в портах предприятий беспокойство и неопределенность в принятии решений, касающихся инвестиций и развития дальнейшей хозяйственной деятельности. Поэтому одной из целей готовящейся правительственной декларации должна стать разработка модели управления портами в соответствии с требованиями ОЭСР, предусмотрев включение в модель представительства и самоуправления, и предпринимателей, и государство.
В то же время важно оценить влияние кризиса последних лет на жизнеспособность транспортной, в том числе транзитной, отрасли и взвесить возможности государства предоставить поддержку, подобно тому, как это было с другими отраслями латвийской экономики. Отрасль еще с 2014 года находилась в кризисной ситуации, которую еще больше усугубили влияние пандемии Covid-19, вторжение России в Украину и вызванные этим конфликтом геополитические последствия. В последние годы был предпринят ряд мер по переориентации хозяйственной деятельности и сокращению зависимости от сотрудничества с Россией, однако такая реорганизация и трансформация отрасли по большому счету зависят также от успешного сотрудничества с Министерством сообщения и правительством, указывает ассоциация.
«Тяжелым ударом стали и стремительно подскочившие под влиянием кризиса цены на энергоресурсы».
Несмотря на то, что практически все работающие в портах компании являются энергоемкими, они не внесены в программу, которая предусматривает поддержку энергоемким коммерсантам в области обрабатывающей промышленности. Более того, с созданием предусмотренных портовой реформой коммерческих предприятий, непонятно, смогут ли эти общества капитала претендовать на поддержку европейских фондов. При этом для работающих в портах предприятий инвестиции в развитие портовой инфраструктуре относительно диверсификации энергоресурсов весьма актуальны, поскольку таким образом можно не только сократить расходы, но и привлечь инвестиции для дальнейшего развития портовых терминалов.
С учетом нынешней ситуации, после распределения сфер ответственности в формирующемся правительстве ЛАСК призывает ответственную за Министерство сообщения политическую ситу и номинированного на должность министра сообщения политика встретиться с представителями отрасли, чтобы совместно обсудить дальнейшее видение развития отрасли транспорта, транзита и логистики и критически важной для Латвии портовой инфраструктуры, а также возможности решения разрастающегося кризиса.
Латвийская ассоциация стивидорных компаний представляет предприятия, работающие в Лиепайском, Рижском и Вентспилсском портах. ЛАСК представляет собой направленный на развитие кластер отрасли, обеспечивающий развитие различных направленных на трансформацию и модернизацию отрасли проектов. Для создания новых услуг с добавленной стоимостью ЛАСК развивает новые проекты инфраструктуры, обеспечивает экспорт Латвии и стран Балтии через латвийские порты и способствует созданию новых рабочих мест.