Сыр и продукты переработки зерна подорожали за год более, чем в два раза, свидетельствуют данные сравнения цен на потребительские товары в магазинах, проведенного Латвийской ассоциацией торговцев (ЛАТ).
В группе молочных продуктов в течение года наблюдается рост цен на все товары в среднем на 25%, в том числе самый большой рост на сыр, который в среднем подорожал в два раза. В третьем квартале по сравнению со вторым кварталом рост цен составил в пределах 10-20%. Исключение составили сметана и масло, цены на которые упали. Цена на яйца выросла в среднем на 50% как по сравнению с сентябрем прошлого года, так и со вторым кварталом, однако они идентичны весенним ценам.
Цены на мясные продукты продолжают расти как по сравнению с прошлым кварталом, так и с сентябрем прошлого года, свидетельствуют данные ЛАТ.
В целом средний рост на мясные продукты приблизился к двукратному, а на сардельки цены выросли более, чем в два раза. Наименьший рост цен – 30% в течение года и 7% за квартал наблюдался на сосиски.
Средняя цена на белый хлеб продолжает расти, однако белый хлеб по-прежнему дешевле, чем в 2021 и 2020 годах. В группе круп быстрее всего растут цены на овсянку и манную крупу, там цены выросли в два раза в течение года. В свою очередь, цены на гречку, макаронные изделия и муку выросли на 50%.
Цены на сахар также стремительно выросли, хотя еще не достигли пика 2016 года.
В то же время цена на соль продолжает падать и приближается к цене годичной давности.
Наилучшая ситуация в группе фруктов и овощей, отмечает ЛАТ, и подчеркивает, что в данном случае сниженная ставка налога на добавленную стоимость (НДС) замедляет рост цен. Минимальное повышение цен наблюдается на яблоки, апельсины, картофель, морковь и лук. В свою очередь упали цены на мандарины, киви, лимоны и помидоры. Сильнее всего подорожали в течение года бананы, шампиньоны и капуста – на 25%.
Цены на масла продолжают расти – на 65% в течение года и на 15% за квартал – как на рапсовое, так и на подсолнечное масло.
В группе напитков цены на чай стали ниже, чем в прошлом году и продолжают падать. А на кофе, наоборот, наблюдается тенденция повышения цен и в течение года рост составил 60%. Немного выросли цены на минеральную воду и лимонады, на что повлияло введение депозита тары на данную категорию.
При расчете изменения цен ЛАТ учитывает средние цены в магазинах крупных розничных компаний по ценникам без учета акционных цен, установленных производителями.