Можно поприветствовать то, что Совет по конкуренции назначил государственному АО Latvijas dzelzceļš (LDz) крупный штраф, однако следовало бы выяснить и то, какие убытки за эти годы из-за сознательно реализуемой LDz Cargo политики железнодорожных грузоперевозок причинены остальным участникам рынка, и решить, каким образом они будут компенсированы, сказал BNN заместитель председателя совета Baltijas Ekspresis Айварс Гобиньш.
Нежелание LDz обеспечивать одинаковые условия конкуренции всем железнодорожным грузоперевозчикам, монополизация приграничных участков в интересах своего дочернего предприятия LDz Cargo и непродуманная политика повышения тарифов не только привели к значительному спаду перевозимых по железной дороге транзитных грузов, но и
снизили конкурентоспособность латвийской транзитной отрасли в мире.
Злоупотребление доминирующим положением для ограничения конкурентоспособности остальных участников рынка абсолютно недопустимо в демократическом государстве. Это запрещают правовые акты Евросоюза и латвийские законы, говорит Гобиньш.
BNN уже сообщал, что Совет по конкуренции назначил LDz Cargo штраф в размере 5 694 174 евро.
СК установил, что LDz Cargo с 2007 года, злоупотребляя доминирующим положением, осложнял работу конкурентам: применяло разную практику ценообразования для своих клиентов и клиентов конкурентов в отдельных случаях расторгало договор перевозки на границах с Россией и Белоруссией, а также на всей территории Латвии необоснованно установило плату за простой принадлежащих частным лицам грузовых вагонов на путях общего пользования.
АО Baltijas Ekspresis (BE) считает, что решение СК показывает то, что одна из главных причин кризиса железнодорожной отрасли, — это тот факт, что латвийская железнодорожная инфраструктура не открытая и такие частные железнодорожные перевозчики, как BE, не могут развивать и предлагать услуги и новые продукты клиентам, так как полностью зависят от действий LDz Cargo и LDz.
Председатель правления Baltijas Ekspresis Марис Бремзе:
«Решение СК заставляет задуматься о том, есть ли смысл и дальше сохранять управление железнодорожной инфраструктурой и грузоперевозками «под одной крышей».
По мнению BE, конкуренция должна лежать в основе развития любой отрасли, и в железнодорожной отрасли Latvijas dzelzceļš как управляющий инфраструктурой должен обеспечивать всем участникам рынка одинаковые условия организации перевозок от границы до частной инфраструктуры грузополучателя, в том числе поддерживать и содействовать возможностям частных грузоперевозчиков организовывать перевозки и на приграничных железнодорожных участках.