В отличие от нашей страны финансовая логика в Эстонии всегда была направлена на то, чтобы тратить заработанное и стараться при этом ни у кого не занимать. На это указывает политика эстонского правительства, реализуемая в последние десять лет, отметил экономист Банка Латвии Олег Ткачев.
Если посмотреть на бюджетный баланс Латвии и Эстонии с 2000 года, можно сделать вывод, что с тех пор расходы латвийского бюджета не покрывались доходами в полной мере, а в Эстонии с 2002 по 2007 годы бюджет был с профицитом. В 2004 году после вступления Латвии и Эстонии в Европейский союз расходы консолидированного бюджета в обеих странах выросли очень быстро, но в Латвии этот рост был стремительнее – на 136% (в Эстонии – 95%). Таким образом, в период быстрого роста народного хозяйства, когда внутренний валовой продукт измерялся двузначными цифрами, в Эстонии не было такой большой базы расходов, как в Латвии. Там осуществлялось накопление средств на черный день. В конце 2007 года объем накоплений в Эстонии составил около 9% от ВВП, а в Латвии дополнительные доходы были полностью потрачены, считает экономист.
В 2008 году ситуация с госбюджетом в Эстонии тоже сильно ухудшилась – по сравнению с 2007 годом бюджет сократился на 5 процентных пунктов. Однако дефицит бюджета в Эстонии даже в период такого сильного спада не превысил 3% от ВВП. Все благодаря тому, что в зажиточные годы там не было очень большой базы расходов. Экономические показатели в Эстонии продолжали ухудшаться и в 2009 году. ВВП в сравнительных ценах упал на 14%. Власти Эстонии приняли целый ряд мер консолидации, что в 2009 – 2010 годах позволило им достичь 8% от ВВП. Частично эти меры проводились за счет сокращения расходов и повышения налогов. При этом в Латвии, чтобы достичь дефицита бюджета в размере 7,6% от ВВП, к концу 2010 года потребовалась консолидировать бюджет на 12% от ВВП.
Эстонцам удалось невероятное: они смогли выполнить Маастрихтские критерии и 1 января 2011 года ввести евро, повысив в период кризиса уровень доверия к своей стране. Сейчас кредитный рейтинг Эстонии находится в полутора шагах от кредитного рейтинга США, а Латвия отстает от Эстонии на семь шагов, сказал Ткачев.
Он также отметил, что как только экономика начала расти, власти Эстонии вновь поставили перед собой цель достичь бюджета с профицитом уже в 2013 году. Благодаря принятым мерам бюджет Эстонии с профицитом уже с 2009 года. И это несмотря на сокращение доходов, образовавшееся в результате негативных факторов.
Стоит добавить, что в 2010 году госдолг Эстонии (6,6% от ВВП) был самым низким в Европейском союзе. За два года он вырос всего на 2 процентных пункта от ВВП, чему поспособствовал маленький дефицит бюджета и достаточно большие накопления, предназначенные для покрытия дефицита. Эстонии, в отличие от Латвии, не надо было обращаться к международным кредиторам. Наоборот, Эстония была одной из Северных стран, предложивших Латвии финансовую помощь.
Госдолг Латвии за три года вырос более чем в четыре раза и в 2010 году составил 44,7% от ВВП.
Успехи двух стран можно сравнить следующим образом: чтобы отдать государственный долг, Латвии потребуются все налоговые доходы за полтора года, но при этом придется лишить финансирования школы, больницы, полицию, армию, чиновников из самоуправлений и т.д. В случае с Эстонией достаточно будет налоговых доходов за 2-3 месяца, сообщил экономист.
Эстония из года в год собирает плоды своей дальновидной политики – так случилось и в этот раз, после большого кризиса. Внутренний валовой продукт Эстонии в первой половине этого года вырос на 8,4%, доходы продолжают поступать и ожидается, что к концу года бюджет будет сбалансированным. Уже в этом году правительство Эстонии смогло увеличить расходы на образование, на следующий год запланирована индексация пенсий. Власти Эстонии решили отменить индексацию пенсий второго уровня в 2009-2010 годах, но, в отличие от Латвии, она уже восстановила половину докризисной ставки взносов. К тому же, было принято решение, что тем эстонским работникам, которые добровольно осуществляли взносы в 2009-2010 годы, государство компенсирует их в 2014-2017 годах. В свою очередь, Латвия планирует возобновить взносы во второй пенсионный уровень в полном объеме лишь с 2013 года, при этом никаких компенсаций не запланировано, сообщил представитель Банка Латвии.
И хотя госбюджет Эстонии в 2002-2007 году был с профицитом, в эстонских законах нет каких-либо численных определений относительно консолидированного бюджета. Единственное исключение – Фонд страхования здоровья и Фонд страхования от безработицы, которые, согласно закону должны обеспечить довольно большие резервы, чтобы в дальнейшем их можно было использовать в народном хозяйстве в случае экономического спада. В самоуправлениях установлены долговые потолки – они не могут превышать 60% от собственных доходов. Нельзя принимать поправки к закону о государственном бюджете, угрожающие бюджетному балансу, не указав источник средств, за счет которых планируется покрыть дополнительные расходы или сокращение налогов. Однако эстонское законодательство не регулирует бюджетный баланс. Исторически сложилось, что правительство Эстонии, сменяя одно другого, делает сбалансированный бюджет своим приоритетом. Это политическое обязательство очень помогло успешно преодолеть бюджетный кризис, сохранив очень низкий и легкий государственный долг. Несмотря на это, в нынешнем году Эстония планирует разработать закон о бюджетной дисциплине и утвердить свою политику юридически и de facto.
Сомневаюсь, что Латвия сможет повторить эстонский опыт опираясь лишь на такой основной элемент, как политическое обязательство, поэтому, считаю, что нам надо набираться опыта у Швеции и Финляндии. Эти Скандинавские страны в начале 1990 года тоже пережили сильнейший экономический спад и бюджетный кризис, но вскоре после него страны приняли закон о бюджетной дисциплине, ограничив действия последующих правительств в плане затрат. К тому же сейчас в европейском союзе рассматривается инициатива Еврокомиссии, которая предусматривает обязательное численное определение бюджета для всех стран ЕС. Законопроект о бюджетной дисциплине, разработанный Латвийским министерством финансов, уже почти утвержден – у него есть все шансы стать приоритетом нового правительства Латвии, подтвердив тем самым дальновидное экономическое мышление, сказал Ткачев.