Экс-президент Эстонии Керсти Кальюлайд сообщила о своем уходе из состава правления энергетической компании Alexela Group в связи с «принудительными» закупками сжиженного нефтяного газа из России.
Термин «сжиженный нефтяной газ» (по-английски liquefied petroleum gas — LPG) применяется для обозначения природного газа двух видов — пропана и бутана. Это естественный побочный продукт газо-, нефтедобычи и рафинирования нефти.
Он не попадает под направленные в отношении России санкции Европейского союза.
В среду, 27 сентября, Кальюлайд опубликовала в соцсетях сообщение, заявив, что она приняла предложение о работе на предприятии из интереса к «зеленой энергии», и компания Alexela такими проектами занимается. [В прошлом году оборот этой частной компании составит 620 млн евро — треть от оборота латвийского энергетического гиганта Latvenergo].
Бывшая глава государства — дипломированный орнитолог — наглядно доказала обществу свою компетенцию в области энергетики, руководя в 2002-2004 гг. станцией когенерации «Иру», принадлежащей госпредприятию Eesti Energia, снабжающую теплом большую часть Таллина.
«Когда в апреле я присоединилась к правлению Alexela, импорт из России был остановлен.
Сжиженный нефтяной газ, найти альтернативы которому на других рынках сложно, поставлялся их Казахстана.
Крупнейшие потребители сжиженного нефтяного газа — продовольственная промышленность и крестьянские хозяйства, которые сейчас не могут использовать другое топливо», — комментирует ситуацию Кальюлайд. Но летом, в покупкой топлива из Казахстана возникли трудности, поэтому Alexela было вынуждено опять закупать нефтяной газ у России.
«Пока предприятие опять найдет альтернативу, пройдет время. Конечно, для меня неприемлемы сделки с Россией, поэтому сегодня я подала в отставку», — написала бывшая президент Эстонии.
«Надеюсь, что Alexela, как и другие европейские компании, сможет по возможности быстрее освободиться от российских энергоресурсов. Для этого, конечно, необходимо международное сотрудничество и смелость в принятии решений, а также европейский санкционный механизм и крупные инвестиции — особенно в случае сжиженного нефтяного газа.
Если будем действовать в одиночку, наша продовольственная отрасль окажется под угрозой»,
— написала Кальюлайд.
Председатель правления Alexela Марти Хяэль сказал, что [в закупках нефтяного газа в России] компания вернулась к точке отсчета: «Поскольку в Европе или Эстонии это не санкционный продукт, найти решение сложно. Эстонской компании в одиночку трудно сделать то, что до сих пор не удалось внешней политике Европы. »
Хяэль поблагодарил Кальюлайд за сотрудничество и отметил, что с ее уходом правление компании теряет важного эксперта.