За десять месяцев этого года спад грузооборота в Вентспилсском порту достиг 2,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это второй крупнейший спад после антирекорда 2016 года. Всего за это время через Вентспилсский порт было перевалено почти 17 млн т грузов (31% от всего объема портовых грузов). По этому показателю Вентспилсский порт является вторым после столичного.
Грузооборот в портах Латвии в первые десять месяцев возрос на 6,4% и достиг 55,3 млн т, сообщило порталу BNN общество «Балтийская ассоциация – Транспорт и логистика» (БАТЛ).
Наибольшую долю грузов латвийским портам обеспечивают основные транзитные грузы — уголь (30%) и нефтепродукты (22%) из России и Беларуси. В железнодорожных грузоперевозках их доля еще больше: уголь — 45%, нефтепродукты — 24%. Поэтому колебания грузооборота этих грузов в наибольшей степени влияет на общий грузооборот, — поясняет БАТЛ.
«В этом году по сравнению с прошлым годом немного удалось увеличить объем транзита угля, что в основном связано с ограничениями из-за модернизации терминала в порту Усть-Луга в России. После модернизации мощность в порту Усть-Луга значительно увеличиться. Принимая во внимание этот аспект, а также тенденции грузооборота нефтепродуктов, на 2019 год прогнозируется очередной спад грузооборота в портах и на железной дороге Латвии. Участники рынка активно работают над привлечением других видов грузов. Это подтверждается, к примеру, ростом грузооборота зерна, древесины, контейнеров, однако они не могут компенсировать колебания главных видов грузов», — комментирует член правления БАТЛ Иварс Ландманис.
По его словам, для того чтобы экономика Латвии не оказалась в проигрыше, всем участникам транзитного рынка надо уметь работать сообща, а не искать себе выгоду. Должностные лица государственных учреждений не должны делить на своих, с которыми сотрудничают и которым помогают, и чужих, действия которых ограничиваются различными решениями. Должностным лицам надо принимать решения, которые пойдут на пользу Латвии, а не решения в узких интересах в т. ч. соответствующих должностных лиц.
БАТЛ считает, что сейчас важно думать о снижении платы за использование государственной железнодорожной инфраструктуры на всей сети. Необходимо достичь, чтобы расходы латвийских транзитных коридоров (за тонну) были одинаковыми, несмотря на расстояния до портов. Это можно регулировать платой за использование государственной инфраструктуры (сеть железных дорог, портовая инфраструктура). Не должна возникать ситуация, когда плата за использование принадлежащей государству инфраструктуры регулирует конкурентоспособность потока транзитных грузов в Латвии. Это возможно, но для этого должно быть политическое решение с заинтересованностью государственных должностных лиц и способностью брать на себя ответственность.
В первые десять месяцев этого года объем полученных Вентспилсским портом грузов возрос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 2,23 млн т. Объем отправленных грузов снизился примерно на 5,5% и достиг 14,7 млн т. 33,3% составляли насыпные грузы (в основном уголь), 53,4% – наливные (нефтепродукты — 50%), а 13,3% – генеральные грузы.
Представитель БАТЛ призывает подумать, как еще больше развивать региональные порты, ведь они являются важным хребтом регионального развития: это одни из крупнейших работодателей и налогоплательщиков, которые обеспечивают развитие и смежных отраслей.