Общество «Балтийская ассоциация – транспорт и логистика» (БАТЛ) поддерживает предложение Министерства экономики о разработке норм законодательных актов, которые с 1 января следующего года обязали бы крупные управления латвийских портов часть полученных доходов перечислять в бюджет государства.
«Не запоздалое обложение портов фактически единственным налогов ухудшит конкурентоспособность латвийского транзитного коридора, а неспособность государства сдержать произвол руководства свободных портов, результатом которого стали скандалы о конфликтах интересов, предъявленные уголовные обвинения, разбазаривание средств, безответственная реализация инвестиционных проектов и травля частных инвесторов. Это подтверждают прокуратура, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, Госконтроль, Совет по конкуренции, решения и заключения судов», – указала БАТЛ порталу BNN.
«Мы уверены, что повысить конкурентоспособность латвийского транзита не удастся, если не искоренить произвол управляющих портами, позволяя управлениям портов безвозмездно оперировать активами государства и самоуправлений, не платить налоги и свободно, бесконтрольно распоряжаться финансовыми ресурсами, генерируемыми портами», – подчеркивает общество.
В связи с этим БАТЛ поддерживает инициативу Минэкономики, предусматривающую, что управления портами должны перечислять часть полученных доходов в госбюджет, одновременно обеспечив, чтобы дополнительные выплаты управлений портами не переносились на работающих в порту коммерсантов. Общество считает, что такой шаг может стать сигналом в направлении повышения конкурентоспособности латвийского транзитного коридора, который не только увеличит госбюджет, но и заставит управления портами пересмотреть прежний образ жизни и отпугивающее инвесторов отношение.
«Мы одна из редких организаций, представляющих латвийский транзит, которые представляют интересы работающих в портах частных инвесторов, наша главная цель – способствовать привлекательности латвийского транзитного коридора. В отличие представляющих государственные учреждения ассоциаций Латвийского транзитного бизнеса и Латвийских портов, БАТЛ уже много лет обращает внимание высших должностных лиц на решения управлений Рижского и Вентспилсского свободных портов, которые подрывают конкурентоспособность латвийского транзитного коридора», – пояснили в обществе.
BNN уже сообщал, что один из способов повышения доходов госбюджета – введение портовой пошлины. Такое предложение на рассмотрение партнерам по коалиции выдвинула «Партия реформ» и контролируемое партией Министерство экономики.
Предложение предусматривает, что дополнительные выплаты в бюджет должны вносить не работающие в портах предприятия, а руководство портов, отчисляя часть полученных доходов. Таким образом введение портовой пошлины не уменьшит конкурентоспособность латвийских портов, а взносы портов в госбюджет будут зависеть от результатов работы.
Министерству финансов и партнерам по коалиции предложено оценить два варианта обеспечения госбюджету дополнительных средств от портовой деятельности. В частности предложено дополнить 14 статью закона «О портах» пунктом, определяющим, что в госбюджет должен уплачиваться определенный процент (в пределах 10% – 30%) от выплат, которые получает порт. Второй вариант предусматривает введение платы, похожей на дивиденды – то есть выплату определенного объема средств, составляющего разницу при превышении доходов над расходами.
Как известно, и Госконтроль, и специалисты Всемирного банка уже указали на многочисленные проблемы как в управлении латвийских портов, так и в использовании полученной прибыли. Полученные благодаря государственной инфраструктуре и благоприятным налоговым условиям доходы портов сейчас используются непрозрачно, с сомнительной эффективностью. В связи с этим тормозится и предпринимательская деятельность, и развитие портов.
В Латвии работают три крупных порта – в Вентспилсе, Риге и Лиепае, в пользование которым передана стратегическая общественная инфраструктура. За ее использование с клиентов портов взимается плата, но доходы, полученные от использования этой инфраструктуры и другой деятельности портовых управлений, не попадают в госбюджет, пояснила партия.
Таллинский порт ежегодно платит в бюджет Эстонии два вида выплат: дивиденды и налоги. В целом в 2012 году государство получило от порта 42,8 млн евро, в том числе 33,8 млн евро в виде дивидендов.
По данным Министерства экономики, в 2012 году общие доходы Рижского, Вентспилсского и Лиепайского портов составили 57,2 млн латов.
102.108.108.5140