Решение правления Вентспилсского свободного порта поднять с 1 января следующего года плату за портовые услуги (портовую плату) не увеличит грузопоток в сторону Вентспилса, говорят представители общества «Балтийская ассоциация – Транспорт и логистика» (БАТЛ).
БАТЛ подсчитало подорожание услуг четырех компаний порта, клиенты которых, лишь по предварительным данным, должны будут платить более чем на 800 тыс. евро в год больше.
Рост еще одной статьи расходов не повысит конкурентоспособность Вентспилсского порта. Для того чтобы улучшить сотрудничество, объективность информации и эффективность принятых решений, ассоциация планирует обратиться к правительству с предложением изменить модель управления таким образом, чтобы в правления портов включались и представители портовых компаний.
Проанализировав прошлогодние результаты всего четырех компаний (Ventspils Tirdzniecības osta, Ventbunkers, Baltic Coal Terminal и Ventspils Naftas termināls), БАТЛ пришло к выводу, что клиентов ожидает достаточно серьезное подорожание портовой платы. Например, для клиентов этих компаний плата может вырасти на 800 тыс. евро, что, впрочем, зависит от вида и объема используемой услуги.
Член правления общества БАТЛ Иварс Ландманис говорит, хоть подорожание и составляет в среднем около 5-6 центов/т, но с учетом общих объемов переваленных грузов на причалах порта прирост получается значительный и у части клиентов стивидоров он исчисляется сотнями тысяч евро.
«Это еще больше ухудшит привлекательность вентспилсского направления в латвийской и международной конкуренции, особенно с учетом уменьшения переваленных в порту грузов. Считаем, что в таких ситуациях работающие в порту предприятия являются заложниками без права голоса, поскольку подобные решения принимаются без консультаций с предпринимателями. В итоге ухудшается бизнес-среда, возникают ненужные расходы, неэффективные инвестиции. Поэтому чтобы улучшить сотрудничество, объективность информации и эффективность принятых решений, важно да и логично поменять модель управления в порту и включить в его правление представителей работающих в порту предприятий, которые бы наряду с государственными и муниципальными представителями представляли интересы работающих в порту предприятий. Такие изменения — вопрос политической воли на уровне правительства», — комментирует Ландманис.
Также ассоциация говорит, что в последнее время на государственном уровне были приняты важные решения, которые негативно сказываются на работе предприятий в порту, например: повышение акцизного налога на топливо и платы за инфраструктуру, плата за аренду портовой земли, а также измененные Latvijas dzelzceļš цены на услуги «обработка вагонов с/без формирования поездов», что стало сюрпризом для предприятий.
«Повышение лишь некоторых из упомянутых компонентов в этом году способствовало увеличению себестоимости перевозки мазута по железной дороге в Вентспилс на 0,60 евро/т, а угля – на 0,54 евро/т», — подчеркнуло БАТЛ.