Элизабете Межуле, BNN
«Совет по конкуренции (СК) больше всего штрафовал Управление Рижского свободного порта (УРСП). Ни одно другое предприятие в Латвии не получало четыре денежных штрафа [от СК]. Все остальные после первого или, очень редко, после второго штрафа понимают свои ошибки и больше их не совершают. Рижский свободный порт продолжал, так как штрафы были значительно меньше прибыли, которую они получали. Фактически был такой циничный расчет: дешевле заплатить штраф и продолжить нарушать закон, чем уважать решение СК, судебное решение и прекратить незаконную предпринимательскую деятельность. УРСП уже прекратило оказывать буксирные услуги, хотя делало это долгое время», — рассказал в интервью BNN о скандале в порту адвокат, представитель предприятия PKL Flote в суде Артурс Спигулис.
Девять лет судебного разбирательства, штраф в 1,35 млн, потраченные на юридические услуги 200 тыс. – такие цифры фигурируют в судебной тяжбе между государственной структурой УРСП и предприятием PKL Flote.
В правлении УРСП есть люди, работающие в министерствах, Рижской думе, то есть в госуправлении. Как тогдашнее правление, которое изо дня в день управляет также деньгами налогоплательщиков, могло позволить так поступать с государственной структурой? «Кто будет отвечать за это, чтобы такие вещи больше не повторялись? Ведь если мы будем делать какие-то исключения, скидки государственным лицам, то что мы можем требовать от частных предпринимателей?» — недоумевает председатель СК Скайдрите Абрама по поводу игнорирования госструктурой законов.
Может, впредь другие будут дважды думать, прежде чем решаться на уплату штрафа и продолжать не соблюдать закон?
На 1,35 млн ничего не заканчивается. Государственный контроль еще будет оценивать, сколько вообще нерационально израсходовано средств, которые УРСП могло вложить, к примеру, в развитие порта и, соответственно, в рост государства. PKL Flote будет подавать иски об убытках, причиненных в последующие годы, так как 1,35 млн – это лишь за период с августа 2008 года по апрель 2009 года. Возможно, что с УРСП будет потребовано несколько миллионов. Кто-то продвигает свои интересы, а другие потом платят огромные штрафы.
Очевидный нигилизм
В августе 2008 года Управление Рижского свободного порта начало злоупотреблять доминирующим положением в Рижском свободном порту, организовав буксирные услуги, чтобы выдавать из этого бизнеса АО PKL Flote, поясняет Спигулис.
PKL Flote в тот раз подало жалобу в Совет по конкуренции, и он уже в 2009 году оштрафовал Управление Рижского свободного порта за искажение рынка буксирных услуг в порту.
Следует добавить, что если кто-то понес убытки из-за нарушения Закона о конкуренции, то он может обратиться в суд и требовать их возмещения. PKL Flote первым в Латвии подало в августе 2009 года такой иск в суд. После девяти лет судебной тяжбы Рижский окружной суд постановил, что PKL Flote вправе получить не только неполученную с августа 2008 по апрель 2009 года прибыль, которую в период нарушения получило Управление Рижского свободного порта, но и убытки, связанные с простоем буксиров. Они достигают почти 1,35 млн евро.
«Все началось с того, что PKL Flote пожаловалось в СК на Рижский свободный порт, что нарушен Закон о конкуренции, — рассказывает адвокат. — СК за полгода пришел к выводу, что Рижский свободный порт нарушил несколько пунктов Закона о конкуренции. В тот раз порту был назначен штраф в размере 45 000 латов (64 000 евро)».
Хоть СК и констатировал нарушение, Рижский свободный порт с первого дня возразил против этих убытков. «В суде они придерживались позиции, что не признают ни свое нарушение, ни [причиненные] убытки», — говорит Спигулис.
По мнению адвоката, это дело одновременно было и простым, и сложным. «В Рижском порту могут работать только те предприятия, у которых есть разрешение [на коммерческую деятельность]. Если я сегодня захочу работать в Рижском порту и оказывать, неважно, услуги такси или продавать мороженое, то я не смогу этого сделать. Парадокс в том, что Управление Рижского свободного порта выдает разрешения на работу в Рижском порту, и они выдали разрешение сами себе. Это все равно, что Рижская дума, которая выдает разрешения такси в Риге, сама себе выдаст разрешение на занятие таксомоторным бизнесом», — поясняет он.
«Это дело само по себе очевидный нигилизм: УРСП следит за бизнесом, но в то же время само в нем участвует. Это как если бы суд начал оказывать адвокатские услуги и сам себя представлял в суде», — говорит адвокат.
Борьба за работу буксиров – Рижский свободный порт или PKL Flote
«Управление Рижского свободного порта было тем, кто до сих пор приглашал частные компании: «Пожалуйста, приходит и оказывайте здесь услуги!» — продолжает представитель PKL Flote. – Но однажды они сами построили два буксира и начали заниматься бизнесом, который сами контролировали и регулировали и при этом не пускали другие компании, хотя в то время были и другие предприниматели из Финляндии, Литвы, которые хотели работать в порту со своими буксирами».
«В то время, за которое мы подали иск, было лишь две компании, оказывавшие буксирные услуги — PKL Flote и Управление Рижского свободного порта, — поясняет Спигулис. – Там было так: судно подходит к Рижскому порту, стоит в Рижском заливе и по рации просит, чтобы PKL Flote обеспечило буксиры для захода судна в порт. PKL Flote хочет это делать, но диспетчер Рижского порта говорит: «Нет, вы этого делать не будете, это будут делать наши буксиры». Адвокат привел такое сравнение: «Вот вы – таксист, сидите за рулем и ждете вызова. Он поступает, но вам не дают сдвинуться с места, не дают работать. Тоже самое происходило с буксирами».
Он подчеркивает, что Госконтроль констатировал, что Рижскому свободному порту вообще запрещено заниматься буксирным бизнесом. «Это фундамент этого дела. Все деньги, которые Рижский свободный порт заработал, полагаются PKL Flote, и суд с этим согласился. Сумма убытков большая, так как период убытков – август 2008 по апрель 2009 года», — говорит он.
Адвокат добавил, что борьба в суде была и из-за того, что УРСП вообще не должно было начинать буксирный бизнес. «Дело не в том, что они работали плохо или неправильно, а в том, что они вообще этим занялись», — поясняет он.
«Такое судебное разбирательство — первое, которое завершилось, — подчеркивает Спигулис. – Есть еще несколько дел, которые еще рассматриваются, а это – первое, где действительно поставлена точка. Решение суда вступило в силу, и оно не подлежит обжалованию».
Член правления УРСП Байба Брока в телефонном разговоре с BNN сказала, что Рижский свободный порт может заниматься предпринимательской деятельностью, так как это признала Еврокомиссия (ЕК). В докладе Рижского свободного порта сказано, что у ЕК были опасения насчет того, что правовая и регулятивная система Латвии в отношении оказания буксирных услуг в порту не соответствует 49-й статье Договора о функционировании Евросоюза – о свободе заниматься предпринимательской деятельностью. Между тем порт тоже говорит, что ЕК не подвергла сомнению выбор Управления Рижского свободного порта обеспечивать буксирные услуги, используя дочернее общество.
Адвокат рассказал, что и PKL Flote, и суд несколько раз предлагали УРСП пойти на мировую, то есть обойтись без судебного процесса и заплатить какую-то компенсацию: «УРСП никогда и не являлось на переговоры по мировому соглашению, было крайне уверено в своей позиции по делу. Верховный суд уже однажды указывал на то, что УРСП поступало противоправно и что причинены убытки, но УРСП игнорировало эти выводы и продолжало настаивать на том, что никаких убытков нет».
Штрафовали еще три раза
«СК сказал, что порт не может продолжать заниматься буксирным бизнесом, но они просто закрыли на это глаза и продолжили работать, — рассказывает Спигулис. – Фактически был такой циничный расчет: дешевле заплатить штраф и продолжить нарушать закон, чем уважать решение СК, судебное решение и прекратить этим заниматься. Теперь они уже прекратили оказывать буксирные услуги, хотя делали это долгое время».
«После первого штрафа Рижский свободный порт продолжил заниматься буксирным бизнесом. Поэтому СК потом еще трижды штрафовало их», — отмечает Спигулис.
Адвокат подчеркивает, что СК довольно этим прецедентом, так как все эти годы в принципе ждало, чтобы дело завершилось взысканием денег, чтобы таким образом остановить и других нарушителей. «Это существенно облегчает работу СК, ведь у них становится меньше таких нарушителей, не желающих платить и штраф в госказну, и убытки пострадавшей стороне», — говорит Спигулис.
«После того как Латвия переняла директиву ЕС о возмещении убытков, каждый пострадавший от антимонопольного нарушения может потребовать от нарушителя компенсировать возникшие убытки. Чем чаще пострадавшие будут пользоваться этим правом, тем больше потенциальные нарушители будут учиться на ошибках других и будут воздерживаться от недобросовестных действий. Таким образом, не только штрафы СК, но и возмещенные убытки помогают сокращать антимонопольные нарушения», — объяснила пользу возмещения убытков председатель СК Скайдрите Абрама.
«СК назначил штраф 45 000 латов, Рижский свободный порт продолжал работать. Мы за этот период взыскали 1,35 млн. Разница огромная. Это важно потому, что таким иском можно сдержать потенциальных нарушителей. Если сейчас к какому-либо предприятию или госучреждению возникают претензии о том, что они нарушают Закон о конкуренции, то это судебное решение вынудит их думать дважды — а стоит ли оно того, ведь сперва СК наложит штраф, а потом еще, возможно, придется отдать через суд все заработанные деньги», — комментирует влияние судебного решения Спигулис.
На вопрос «А не получится ли так, что убытки будут возмещены PKL Flote из денег налогоплательщиков, ведь УРСП – госструктура?» адвокат ответил, что УРСП все свои доходы получает с тех судов, которые заходят в Рижский порт. «Управление Рижского свободного порта не платить налоги на доходы предприятия. Это уникальный субъект в Латвии, им не надо платит подоходный налог. Все деньги, получаемые с судов, они оставляют себе. Когда иностранный корабль заходит в Рижский порт, он платит портовые сборы за то, чтобы зайти сюда, причалить, использовать портовый канал, осуществлять грузовые или пассажирские перевозки. Судно платит их Управлению Рижского свободного порта, у которого деньги и остаются. А дальше они за эти деньги обязаны обслуживать портовый канал, например, углублять или улучшать, например, терминалы, делать какие-то инвестиции», — рассказывает адвокат.
«В годовом отчете Управления Рижского свободного порта написано не «прибыль», а «превышение доходов над расходами», и это те деньги, которые они просто оставляют у себя. Они не платят ни в госказну, ни в бюджет Рижской думы, ни жителям. Но при этом в развитие порта не вложено ни одно цента с населения», — поясняет адвокат.
Следует отметить, что в правление УРСП входят представители Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства транспорта, Министерства охраны окружающей среды и регионального развития, а также Рижской думы – люди, которые работают в госуправлении, управляют деньгами налогоплательщиков и регулируют их поток. Оттого, что Рижский свободный порт не содержится на деньги налогоплательщиков, его ответственность перед государством не должна уменьшаться. Если Рижскому свободному порту причиняются такие огромные убытки, то разве от этого не страдает развитие государства, а также бюджет?
Если мы будем делать какие-то исключения, скидки государственным лицам, то что мы можем требовать от частных предпринимателей?
Комментируя то, должен ли предыдущий управляющий порта Леонид Логинов нести ответственности за принятые в то время решения, адвокат отметил, что есть такой закон, что лишь само учреждение может спрашивать с тех работников, которые причинили убытки. «Мы как общество не можем этого делать, а учреждение может, если констатирует, что ее сотрудник или бывший руководитель причинил убытки», — пояснил он.
Следует добавить, что в то время, когда были приняты решения о начале буксирного бизнеса в Рижского свободном порту и порядке его ведения, председателем правления был Андрис Америкс («Честь служить Риге»). Вице-мэр Риги в беседе с порталом lsm.lv свою вину отрицал, так как правление не решает, как надо использовать буксиры.
Также следует отметить, что правление порта решило возместить убытки. При этом новому управляющему порта Ансису Зелтиньшу поручено найти тех, по чьей вине возникли антимонопольные нарушения.
Руководитель отдела коммуникации Инга Шабовича в телефонном разговоре с BNN сказала, что официальное сообщение о дальнейших действия УРСП в связи с поиском ответственных лиц будет на следующей неделе.
А член правления УРСП Байба Брока говорит, что сейчас УРСП борется с последствиями действий предыдущего правления. Она рассказала, что «правление решило начать внутренний процесс, чтобы оценить ответственность лиц и выполнявшиеся тогда процедуры». На вопрос «Отдельно ли будет оцениваться ответственность тогдашнего управляющего Леонила Логинова?» Брока ответила, что пока не идет речи о конкретных фамилиях.
Между тем депутат Рижской думы Вилнис Кирсис («Единство») направил письмо мэру Риги Нилу Ушакову («Согласие») и вице-мэру Андрису Америксу («Честь служить Риге»), в котором просит их выплатить из личных средств 1,35 млн евро, сообщил представитель фракции «Единство» Эдмундс Юревицс.
«Предыдущее правление достигло мирового соглашения с Госконтролем и внедрило несколько рекомендованных им изменений», — отметила член правления УРСП.
Как выяснил Госконтроль в ходе ревизии «Действия Управления Рижского свободного порта, направленные на устранение нарушений, выявленных Советом по конкуренции», штраф СК в размере 64 000 евро был возможностью для Рижского свободного порта, чтобы устранить констатированные СК нарушения. В этой ситуации дальнейших штрафов, скорее всего, не было бы, а также не возникло бы расходов на юридические услуги в судебных разбирательствах. Однако УРСП решило не прекращать организацию буксирных услуг и учредить дочернее предприятие и таким образом продолжило нарушать нормы Закона о конкуренции только теперь уже через дочернее общество — Rīgas brīvostas flotе, говорится в докладе Госконтроля.
Согласно обзору Госконтроля за 2016 год, Рижский свободный порт нерационально израсходовал 200 тыс. евро на юридические услуги.
Хоть сейчас и завершилось судебное разбирательство по иску на основании решения СК от 2009 года о нарушении, однако готовятся и другие иски к Управлению Рижского свободного порта о возмещении убытков PKL Flote, а также к другим предприятиям, которые используют буксиры Управления Рижского свободного порта. Иски будут за периоды, в которые СК признал нарушения со стороны УРСП, отметил председатель правления PKL Flote Сергей Одинцов.