Работающая во все более сложной обстановке транспортно-логистическая отрасль, которая является второй крупнейшей отраслью народного хозяйства Латвии, уже в ближайшее время может испытать полный крах из-за двух непродуманных и абсурдных решений, говорят специалисты отрасли.
При снижающемся объеме грузов АО LatRailNet решило на 7% повысить тариф на железнодорожные перевозки, который отпугнет привлеченные с большим трудом грузы, а также сильно ослабит хозяйственную деятельность перевозчиков.
Решение правительства и Сейма повысить акцизный налог на дизельное топливо, сделает грузоперевозки в Латвии еще менее конкурентоспособными, так как резко ограничит возможности бороться за новые грузы вместо иссякающих российских транзитных грузов, считают специалисты.
«Ослабление транспортно-логистической отрасли приведет к возникновению очень серьезной дыры в народном хозяйстве Латвии и скажется почти на всех сферах экономики, так как повлияет не только на госбюджет, но и на платежеспособность и развитие населения и предприятий», — говорит президент организации «Балтийской ассоциации — Транспорт и Логистика» (БАТЛ) Инга Антане.
Уже с мая наблюдается, что Россия отказывается от ранее согласованных планов по перевозкам и реально перевозится значительно меньше грузов, чем в изначально подписанных договорах. В июле этого года было перевезено всего 27,9% от ранее запланированных грузов. К тому же темп падения грузов продолжает расти. Если в начале года он составлял в среднем 15%, то весной вырос уже до 30%, а сейчас достиг 70%.
По текущим расчетам, со следующего года перевозка одной тонны подорожает на 25 евроцентов, тогда как в Германии утвержден мастер-план, предусматривающий снижение тарифа в два раза. Наша соседка-Литва со своей гибкой тарифной политикой тоже на шаг впереди нас, так как может оперативно реагировать на изменения в отрасли перевозок.
БАТЛ неоднократно выступала с предложениями, как сделать отрасль более эффективной и что надо выполнять немедленно, чтобы латвийский транзитный коридор не лишился конкурентоспособности. «Нынешний план с повышением тарифа и цены на дизельное топливо — очень плохой сигнал для существующих и потенциальных партнеров, которые все больше начинают присматриваться к иностранным портам-конкурентам», — говорит президент БАТЛ.
По мнению БАТЛ, повышение тарифов это самое простое и самое неэффективное решение.
Вместо этого БАТЛ предлагает следующее:
— Создать единое предложение по железнодорожному тарифу, чтобы грузоперевозки в Вентспилс стоили столько же, сколько и в Ригу, ведь те грузы, которые из-за дороговизны не попадают в Вентспилс и не могут быть обслужены в Рижском порту из-за мощности, уходят в соседние страны, преимущественно в Клайпеду (Литва);
— Ввести электронный документооборот в железнодорожных перевозках, чтобы время согласования документов не было больше, чем в соседних странах, и чтобы Латвия не теряла грузы из-за долгого документооборота;
— Пересмотреть программу инвестиций и серьезно проанализировать целесообразность электрификации железной дороги, потому что при нынешнем спаде грузов Латвия не может позволить себе такие большие инвестиции, которые требуются на проект электрификации железной дороги и которые с нынешним объемом грузов не окупятся;
— Повысить эффективность работы железной дороги, так как существующая инфраструктура рассчитана на перевозки объемом 60 млн т, которые были несколько лет назад, когда Россия направляла свои грузы в балтийские порты, но при нынешнем спаде грузов мы можем лишь мечтать о таких объемах, поэтому надо думать, как снизить расходы на перевозку по 1 км железной дороги.
«Принятое в контексте налоговой реформы решение о повышении акцизного налога на дизельное топливо — не правильное и вредное для транзитной отрасли, и каждый, кто голосовал за это решение, должен взять на себя ответственность за возможный спад в отрасли», — подчеркивает руководитель БАТЛ.
Поэтому БАТЛ призывает срочно искать решения по механизмам компенсации прироста акцизного налога на дизельное топливо, а также разработать конкурентоспособный единый тариф на грузоперевозки во все порты Латвии.
БАТЛ повторно призывает подключиться к решению этого вопроса высших государственных должностных лиц, отраслевого министра, акционеров «Латвийской железой дороги», предпринимателей, предпринимательские организации и все заинтересованные стороны, которым небезразлична судьба второй крупнейшей отрасли народного хозяйства Латвии.
Ref: 225.112.112.7064