В первой части публикации о новой ситуации в самой тиражируемой газете Латвии «Latvijas avīze» журналисты подняли вопрос, что это за люди — Олаф Беркис, Дзинтарс Кашс и Гатис Климашс — , которые назначили себя членами Совета газеты? И во что такая самодеятельность может выльиться? Дана характеристика первым двум. Теперь пришла очередь третьему и выводам.
Гатис Климасс. Сравнительно молодой человек. Являет собой пример того, что Лембергс в Высшей партийной школе Коммунистической партии прекрасно овладел темой «Подбор, воспитание и расстановка кадров». Как рассказывают наши источники, в его поле зрения Климасс попал ещё будучи студентом Вентспилсской высшей школы. С учётом особых отношений Лембергса с бывшими владельцами банка «Парекс» Каргиным и Красовицким, не удивляет тот факт, что вскоре после окончания ВУЗа в Вентспилсе Климасс стал работать в этом банке, и сделал там головокружительную карьеру, достаточно быстро став руководителем отдела кредитования.
Пройдя многочисленные проверки на выполнении конкретных поручений, со временем Гатис стал преданным вассалом Лембергса, каковым является и поныне. О деликатности таких поручений можно судить хотя бы по тому, что Климасс был председателем Правления АО «Ala Investments», начало которому положило ООО «Ala 2002», созданное для операций на финансовом рынке. А создал его … Айвар Лембергс. Как сообщалось в латвийской прессе, это ООО получило около 8 000 000 долларов кредитов, и примерно такая же сумма фигурировала в перечислениях между счетами Лембергса, его детьми Анрийсом и Лигой, а также «Ala 2002».
Когда в 2005 г. Лембергс вероятно подарил эту компанию сыну и дочери, его доли капитала составляли 11 000 000 латов. BNN не может утверждать, что именно Анрийс и Лига получили от папы этот подарочек, но в пользу такой версии говорит то, что они оба вошли в состав Совета «Ala Investments», управляющим которой и был назначен Гатис Климасс.
Но и для Олафа Беркиса Климасс — не случайный человек. Его связывают не только деловые, но и дружеские отношения с некоторыми знаковыми персонами, которые выпорхнули из гнезда Олафа — компании «N&J» — в большую жизнь в бизнесе. Один из них — Мартиньш Лаува, ставший миллионером, участвуя в проектах Беркиса, связанных с недвижимостью. Одновременно Лаува играл значительную роль в баскетбольном клубе «Ventspils», в котором, как известно, и мячик не может прыгать без ценных указаний Лембергса. Кроме того, можно предположить, что Лаува стал той компромиссной фигурой, которая устроила Лембергса, когда его политические интересы совпали с интересами фактического лидера политического объединения «Центр согласия» (ЦС) Яниса Урбановича. Лаува пошёл в 10-й Сейм вторым номером от ЦС по Курземскому избирательному округу, но доверия избирателей не получил.
К этому времени пузырь цен на рынке недвижимости сдулся, и Лаува переместился в список миллионеров, имеющих миллионные долги, и был пристроен на хлебную должность председателя правления принадлежащего Рижской думе АО «Ceļu pārvalde» («Дорожное управление»), которое, как известно, может закатать в асфальт миллионы. С осени прошлого года имеет статус подозреваемого в получении взятки в размере 10 500 лат и самовольном использовании городского имущества в качестве залога. Формальный руководитель ЦС мэр Риги Н. Ушаков вынужден был Лауву от работы освободить.
Можем считать случайным совпадением, но впечатляющие кредиты на вполне демократических условиях в банке «Парекс» Лаува получал именно тогда, когда Климасс руководил в нём отделом кредитования. Ещё одно совпадение, отраженное в латвийской прессе: на одном из социальных порталов была размещена фотогалерея под названием «Красиво жить не запретишь», в которой фигурировали Лаува и Климасс, развлекающиеся в Монако.
Таким образом, троица, возглавляющая пока самую популярную латышскую газету «Latvijas avīze», вполне конкретна. И не требуется обладать большой фантазией, чтобы понять, почему именно Беркис, Кашс и Климасс взялись за LA.
Прежде всего, потому, что, обладая наибольшим количеством подписчиков, особенно в сельской местности, LA является великолепным инструментом для формирования общественного мнения. При этом следует учитывать, что сельские жители не только консервативнее городских, но и более активны на выборах всех уровней. Далее: среди многих них наиболее крепко укоренилось убеждение в том, что Латвии без вождя — никуда. А на работу вождём в этой стране напрашивается только один человек — Лембергс.
Станет ли LA второй газетой «Neatkarīgā», основная задача которой петь дифирабмы мэру Вентспилса, или второй газетой «Diena», или второй газетой «Телеграф», из которых как по мановению волшебной палочки исчезли критические материалы о «спасителе нации»? Вряд ли. Беркис — не тот человек, который станет на своей плите жарить яичницу для кого-то другого. Представляется, что роль Кашса и Климасса в этой истории — обеспечить баланс интересов Беркиса и Лембергса до тех пор, пока эти интересы фокусируются на устранении команды Мерони с вентспилсских транзитных предприятий. Но нет сомнения в том, что руль на командном мостике LK будет резко повёрнут в сторону того, чтобы убедить общество, что лишь вентспилсская группа бизнесменов, подкреплённая мощным административным ресурсом мэра города, способна обеспечить рай на земле. Даже если люди и не задумываются над тем, что земля эта — не более чем территория, на которой находятся особняки участников антимерониевского альянса.
Вот и получается, что национальное достояние, каковым являются терминалы, расположенные в Вентспилсском свободном порту, уже не национальное, а лишь предмет нескончаемой тяжбы между крепкими ребятами вне зависимости от того, гражданством какой страны они обладают. И переход LA в руки Беркиса-Лембергса — не более, чем приобретение инструмента, который по их замыслу должен в этой драке сыграть роль кувалды.
х х х
19 января BNN опубликовал информацию о том, что акционеры, обладающие контрольным пакетом акций в компаниях «Latvijas Naftas Tranzits» и «Ventbunkers», провели общие собрания, на которых вентспилсские бизнесмены, отражающие интересы Лембергса и Беркиса, вновь отстранены от руководства, и власть возвращается в руки Рудольфа Мерони.
Данными о том, что Регистр предприятий эти изменения зарегистрировал, BNN не располагает. Но если это произойдёт, то в очередной раз сменится состав Совета газеты «Latvijas avīze». И пусть ситуация в LA вернётся на круги своя к пользе сохранения остатков независимых латвийских СМИ, карусель с выборами-перевыборами Cоветов терминалов будет повторяться до дех пор, пока законодатели не поймут, наконец, что пора менять те нормы Закона о Регистре предприятий и Коммерческого закона, которые превратили этот государственный орган в тупую машину штамповки документов.
Ref: 101.000.101.234