Ожидается, что Белоруссия продолжит оказывать поддержку российского вторжения в Украину, в том числе поставляя вооружение, осуществляя ремонт техники, лечение раненных и не исключено, что часть мобилизованных жителей России будут проходить обучение в Белоруссии с применением ресурсов белорусских вооруженных сил, сообщает Бюро по защите Конституции (Сатверсме; БЗС)
Во вторник, 18 октября, БЗС опубликовало вторую статью из серии информационно-аналитических статей о различных актуальных в обществе темах. Во второй статье БЗС разъясняет ситуацию с Белоруссией и поясняет ее роль в охваченной войной Украине, а также о том, как это влияет на Латвию.
В 2020 году после президентских выборов в Белоруссии режим Лукашенко насильственным путем погасил общественные протесты. Летом 2021 года Белоруссия организовала потоки мигрантов на границах Латвии, Литвы и Польши. С 24 февраля 2021 года государство поддержало вторжение России в Украину. Таким образом, Белоруссия отказалась от нормализации отношений с Западными странами, все больше попадая под российское влияние как в военном, так и в экономическом и политическом планах.
Желание сохранить статус лидера в Белоруссии и и роль России определяют незаинтересованность президента Белоруссии в переговорах с политической оппозицией и началом демократических реформ в стране.
Это в свою очередь одна из предпосылок к нормализации отношений со странами Запада.
В контексте военных факторов вооруженные силы Беларуси традиционно сотрудничали с российскими вооруженными силами в военных учениях, например, в рамках проводящихся раз в четыре года учений «Запад» или до 2021 года в проводимых раз в год трехсторонних учениях «Славянское братство» и их организации.
В учениях в Белоруссии задействуют как правило элитные подразделения белорусских вооруженных сил, которые в целом составляют меньшую часть от общего размера вооруженных сил. Спецподразделения использовались для погашения протестов после президентских выборов в Беларуси в 2020 году, а также они участвовали в погашении протестов в Казахстане в январе 2022 года.
Вне этих элитных отрядов у белорусской армии не хватает боевого опыта, что может существенно ограничить ее практическую роль в войне.
В распоряжении белорусских вооруженных сил имеется обширный арсенал, но ядро вооружения составляет военная техника, произведенная в период СССР. Износ техники и отступления от требований по ее содержанию многократно снижают число вооружения, которое может быть применено на практике.
В контексте вторжения в Украину не теряет актуальности и вопрос об участии Беларуси и ее вооруженных сил в войне в Украине. Белоруссия считается близким военным союзником России — она позволила России разместить на своей территории отряды российских войск перед началом наступления, осуществлять наземное вторжение и наносить воздушно-ракетные удары со своей территории, а также использовать свою инфраструктуру для снабжения и поддержки российской армии. Однако до сих пор напрямую белорусские войска не участвовали в военных действиях в Украине.
Ожидается, что Белоруссия и впредь продолжит оказывать поддержку России, в том числе поставляя вооружение, осуществляя ремонт техники, оказывая лечение раненных. Возможно, часть мобилизованных жителей России могут пройти обучение на территории Белоруссии с использованием ресурсов военных сил этой страны.
Поддержка в войне со стороны Белоруссии позволит России не только сэкономить свои ресурсы, но и продолжить тактику запугивания как в отношении Украины, так и в отношении западных стран.
В решении об участии в войне в Украине решающим является понимание политического руководства страны, что военные неудачи могут отразиться на поддержке военного управления Лукашенко, который зависим от внутриполитической стабильности, обеспечиваемой силовыми структурами. Участие белорусских сил в войне означало бы ослабление внутренней безопасности, например, снижение способностей обеспечивать безопасность внешних границ. В то же время сейчас нет оснований считать, что вооруженные силы готовы пойти на переворот против нынешнего режима. В этом случае также есть вероятность, что для подавления сопротивления могут быть призваны российские войска.
На территории Белоруссии происходит мобилизация и создается общая российско-белорусская военная группировка. До сих пор ведутся военные учения с российскими вооруженными силами, в результате чего усилено присутствие белорусских сил в приграничных регионах.
Сейчас главная функция белорусских вооруженных сил — запугивание и отвлечение внимания маневрами с целью привлечения внимания украинских сил, чтобы таким образом лишить Украину боевых ресурсов на востоке и юге страны.
Часть тактики запугивания направлена и на страны ЕС и НАТО — угрозы направлены и в сторону стран Запада. Если белорусские силы будут активно вовлечены в войну с Украиной, они могут быть применены в атаках на западные области Украины, чтобы блокировать пути, по которым Украине поставляется западная поддержка. Это не исключает параллельной демонстрации силы или провокаций на западной границе Белоруссии.
В феврале этого года были приняты поправки к конституции Белоруссии, позволяющие хранить на территории государства ядерное оружие, а в конце августа режим Лукашенко объявил, что в Белоруссии такое оружие размещено. В дальнейшей риторике Лукашенко возможно более частое упоминание ядерных угроз, которые могут быть адресованы как странам Запада, так и белорусскому обществу. Таким образом он стремится укрепить способности сдерживания и свой статус в руководстве Белоруссии.
Наибольшую выгоду от решения Белоруссии отказаться от статуса «свободной от ядерного оружия зоны» получает Россия, которая таким образом сможет усилить угрозы восточному флангу НАТО.
Это также служит дополнительным элементом в риторике Владимира Путина и российских должностных ли о ядерной угрозе.
В контексте белорусской политической оппозиции БЗС отмечает, что она подавлена и расколота.
Имеется раскол между оппозицией внутри страны, которая больше фокусируется на экономической ситуации и на войне в Украине, и ссыльной оппозицией, которая выступает за оказание давления западными странами на Минск, чтобы ослабить возможности Лукашенко продолжать поддерживать репрессивный аппарат. В условиях войны и международной изоляции шансы России оказывать Белоруссии финансовую помощь ограничены, что может повлиять на решение Минска в поисках общих точек соприкосновения с политически инакомыслящими.
Диверсии, совершенные в отношении белорусской транспортной инфраструктуры и участие белоруссов в войне против России, на стороне Украины, свидетельствуют о том, что существует определенная часть общества, которая не поддерживает официальную политику режима.
Во внутриполитической среде война в Украине дает режиму дополнительную свободу действий в оказании сопротивления оппозиции, объясняя ее защитой национальных интересов и суверенитета. Определенную роль в том, что Белоруссия пока не участвует в войне напрямую, играет и общественное мнение. Социологические исследования показывают, что абсолютное большинство белоруссов против участия в войне, не выражается и публичная поддержка присутствию российских вооруженных сил на территории Белоруссии. Обществу важно экономическое сотрудничество с Россией и избегание политического или военного сближения. Это говорит об стремлении общества сохранить стабильность, возможный нейтралитет и дистанцирование от военный действий России в Украине, отмечает БЗС.
В политическом плане Лукашенко и его режим сейчас оказались в сложной ситуации.
С одной стороны, с августа 2020 года режим Лукашенко оказался фактически изолированным от Запада, в связи с чем укрепились связи с Россией. С другой стороны, Лукашенко ищет способы, как сохранить суверенитет Белоруссии, политическую автономию и поддержать себя как политического лидера. Для этого предпринимаются попытки укрепить сотрудничество с другими странами СНГ и подать странам Запада сигналы о нейтральном статусе государства, чтобы смягчить западные санкции.
В нынешней ситуации нормализация отношений с Западом маловероятно, поскольку не наблюдается положительных перемен в вопросах, изначально вызвавших обострение отношений — белорусский режим продолжает осуществлять репрессии в отношении жителей, продолжает организовывать потоки мигрантов к границам Польши, Литвы и Латвии, а также продолжает оказывать и даже усиливать поддержку России в войне в Украине.
В отношениях с Россией возможностей маневрировать у Лукашенко мало. Военное сотрудничество обеспечивает непрерывное присутствие российских вооруженных сил, ограничивая политическую автономию Минска. При этом России не требуется немедленная интеграция Белоруссии в состав России, поскольку Лукашенко идет на встречу и обеспечивает необходимую поддержку. В обществе политическое и военное сближение воспринимается неоднозначно, под сомнение ставится и легитимность самого Лукашенко, что указывает на потенциал социальных и политических волнений.
БЗС отмечает, что Белоруссия взяла агрессивный курс в отношении Латвии и других стран Балтии.
Лучше всего это видно в публичной риторике Лукашенко, который определяет страны Балтии как угрозу, и продолжает начатую летом 2021 года гибридную операцию, целенаправленно посылая к границам стран ЕС потоки мигрантов. Этот риск до сих пор сохраняется на довольно высоком уровне, особенно для Латвии и Литвы.
Западные санкции и необходимость переориентировать экспортирующие отрасли Белоруссии на использование российской транзитной инфраструктуры сделает экономику Белоруссии более зависимой от России. Анализ БЗС показал, что в тоже время экономические соображения могут мотивировать индивидуальные белорусские компании стремиться искать альтернативные транзитные пути, в том числе через Польшу и страны Балтии.
В целом Белоруссию можно охарактеризовать как авторитарное и во всех отношениях зависимое от России государство.
Режим Лукашенко повторяет кремлевские лозунги об угрозах со стороны НАТО, что позволяет публично демонстрировать лояльность. Если, возможно, несколько лет назад у какой-то из стран Балтии были надежды, что Белоруссия найдет свое место, например, в рамках Восточного партнерства ЕС, то теперь Белоруссию следует воспринимать как угрозу безопасности региона, подобно России.