В 2019 году потребительские расходы домохозяйств составили в среднем 423 евро в среднем на одного члена семьи в месяц, свидетельствуют новейшие данные Центрального статистического управления.
Больше всего тратят в Риге, меньше всего — на селе
В 2019 году наибольшие потребительские расходы отмечались у домохозяйств в Риге — в среднем 521 евро на одного члена семьи в месяц, меньше всего тратили жители сельской местности — в среднем 356 евро на одного члена домохозяйства в месяц. В других латвийских городах расходы были на 98 евро выше, чем на селе — 454 евро.
Больше всего тратили на продукты питания
Две трети (65%) от общих потребительских расходов тратилось на удовлетворение повседневных нужд — на транспортные расходы, расходы на покупку продуктов, на жилье, одежду, обувь и здравоохранение. На продукты домохозяйства тратили 98 евро в месяц, или 23% от всех расходов. На втором и третьем месте по расходам — жилье и транспорт. Каждая из этих статей расходов составила 14,6% (в среднем по 62 евро на одного члена семьи).
Изменения по годам
Росту расходов способствовал рост зарплат, а также рост занятости. В 2019 году, по сравнению с 2016 годом, заработная плата выросла на 26% (на 162 евро), удельный вес трудоустроенных жителей увеличился на 3,4 процентных пункта, тогда как безработица сократилась на 3,3 процентных пункта.
И прирост расходов, и инфляция в 2019 году в сравнении с 2016 годом отмечались во всех группах потребительских расходов. Больше всего увеличились следующие расходы:
— на обустройство жилья и принадлежности для этого — на 50%, главным образом на устройства для домашнего хозяйства;
— на различные товары и услуги на 49%, из них главным образом на страхование, а также на средства для персонального ухода;
— на кафе и гостиницы — на 43%, в основном на услуги питания;
— на услуги связи 41%, в основном на интернет.
Больше всего тратят одинокие мужчины
Наибольшие потребительские расходы в зависимости от типа домохозяйства отмечались среди мужчин, проживающих в одиночестве — в среднем они тратили 609 евро в месяц, что на 29% больше, чем расходы одиноких женщин (474 евро в месяц).
Потребительские привычки мужчин и женщин отличаются. Одинокие мужчины в 5,2 раза больше, чем одинокие женщины, тратили средства на транспорт, в 3,8 раз больше — на алкогольные напитки и на табак, в 3,5 раза больше на кафе и гостиницы.
Одинокие женщины, в свою очередь, в 1,7 раза больше тратили на услуги здравоохранения. Учитывая, что в среднем доходы женщин ниже, чем доходы мужчин, на удовлетворение повседневных нужд одинокие женщины тратили в прошлом году половину (50,3%) от общих расходов, а мужчины — лишь 37,6%, на жилье женщины выделяли 22,6% расходов (мужчины — 17,2%), на продукты — 27,7% (мужчины — 20,4%).
Среди домохозяйств, чьи расходы были наибольшими, отмечаются также пары без детей. В среднем на одного члена семьи они расходовали 504 евро. Пары с детьми тратили в среднем 424 евро на человека, что соответствует среднему потреблению в стране.
Меньше всего могли себе позволить прочие домохозяйства с детьми, а также домохозяйства, в которых проживает один взрослый с детьми — соответственно 298 и 399 евро в месяц на каждого члена семьи.