Дефицит основного государственного бюджета растет, зато накапливается профицит в специальном и муниципальном бюджетах

По данным Государственной казны, за десять месяцев 2022 года в консолидированном общем бюджете наблюдается дефицит в размере 530 млн евро, при этом по сравнению с январем-октябрем прошлого года сальдо общего бюджета улучшилось на 394,7 млн евро, сообщает Министерство финансов (Минфин).

Улучшению баланса общего бюджета способствовали профицит государственного специального бюджета в размере 372 млн евро и профицит муниципального бюджета в размере 266,4 млн евро, в основном за счет значительного увеличения налоговых поступлений в эти бюджеты.

За десять месяцев средства основного государственного бюджета этого года закрылись со значительным дефицитом в размере 1 242,4 млн евро, что на 124,7 млн ​​евро больше, чем в прошлом году, и в основном объясняется решениями правительства предусмотреть дополнительные расходы государственного бюджета на финансирование мер поддержки Covid-19, цены на энергоресурсы для смягчения последствий увеличения и поддержки гражданского населения Украины, а также с произведенными в сентябре и октябре этого года расходами на обеспечение запасов газа.

Влияние общей поддержки, оказанной за десять месяцев 2022 года на дефицит, по оценке Минфина, составило 1,0 млрд евро, а за год в целом по оценке, проведенной в сентябре, планируется на уровне 1,7 млрд евро, прогнозируются более интенсивные затраты на энергообеспечение в последние месяцы года.

Принимая во внимание информацию, представленную Государственной казной, Службой государственных доходов (СГД), Altum, Государственным агентством социального страхования, Латвийским агентством инвестиций и развития, Министерством сельского хозяйства и другими учреждениями, до 31 октября этого года, влияние расходов на меры поддержки Covid-19 на дефицит достигает 632,7 млн ​​евро или 1,6% валового внутреннего продукта (ВВП), где более половины расходов пришлось на сектор здравоохранения. В свою очередь, на меры энергетической поддержки было направлено 339,7 млн ​​евро, что составляет менее процента от ВВП, но следует отметить, что до конца октября в основном учитывались расходы за отопительный сезон 2021/2022 года, например, на компенсацию платы за услуги системы электроснабжения было направлено 134,8 млн евро, а на выплату пособий в размере 20 евро в месяц для пенсионеров и инвалидов, а также на выплату пособий в размере 50 евро в месяц для семей с детьми в период с 1 января 2022 года по 30 апреля 2022 года было потрачено 124,8 млн евро.

ДОХОДЫ общего государственного БЮДЖЕТА ПОЛУЧЕНЫ В РАЗМЕРЕ 11,6 МЛРД ЕВРО, ЧТО НА 1,3 МЛРД ЕВРО, ИЛИ НА 12,1% ВЫШЕ, чем ПОЛУЧЕННЫе доходы ЗА ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ ПРОШЛОГО ГОДА.

Под влиянием высокой инфляции быстро росли налоговые поступления, которые составили 9,4 млрд евро, что на 1,2 млрд евро или 14,6% больше, чем в январе-октябре прошлого года. При этом Минфин отмечает, что фактический рост налоговых поступлений был ниже, чем рост инфляции за десять месяцев – среднегодовая инфляция росла быстрее, достигнув 16,5%. По-прежнему наблюдается значительный рост поступлений от налога на рабочую силу, которые почти на четверть превысили сборы за десять месяцев прошлого года. По данным СГД, фонд оплаты труда за три квартала текущего года увеличился почти на 12%, при этом численность работников существенно не изменилась, оставаясь на прошлогоднем уровне.

Расходы общего государственного бюджета с января по октябрь 2022 года составили 12,2 млрд евро, увеличившись на 859,1 млн евро или 7,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. По некоторым позициям расходы бюджета росли даже быстрее и уже через десять месяцев произошло превышение годового плана. Значительно выросли расходы на товары и услуги – на 672,8 млн евро или 58,4%, в том числе в государственном основном бюджете с учетом закупленных государством запасов природного газа в сентябре и октябре рост составил 544,2 млн евро или 90%, в то время как в бюджете местного самоуправления расходы увеличились на 100,8 млн евро или 22,3%. На увеличение расходов на товары и услуги в муниципальных бюджетах повлияли более высокие, чем в прошлом году, расходы на содержание дорог и улиц, особенно в начале года, более высокие расходы на отопление и электроэнергию, более высокие расходы на питание в муниципальных учреждениях и реализацию общественной деятельности.

РАСХОДЫ общего БЮДЖЕТА НА СУБСИДИИ И ДОТации УВЕЛИЧИЛИСЬ ЗА 10 МЕСЯЦЕВ 2022 ГОДА НА 496,4 МЛН ЕВРО, ИЛИ 21,3%, ГЛАВНЫМ ИЗ-ЗА УВЕЛИЧЕНИЯ РАСХОДОВ основного БЮДЖЕТА НА МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ.

Значительная часть поддержки, например, поддержка здравоохранения и других секторов в связи с Covid-19, поддержка компенсации цен на энергоресурсы, субсидируется из государственного основного бюджета, и в последние месяцы года ожидаются значительные вспомогательные расходы.

Выплаты социального характера в общем бюджете составили 373,5 млн евро, или на 9,2% меньше, чем за последние десять месяцев, но по уровням бюджета ситуация была различной. В государственном основном бюджете расходы на социальные выплаты уменьшились более чем наполовину, что можно объяснить значительно большей суммой расходов в соответствующем периоде 2021 года, в связи с выплатой пособий по безработице, единовременных пособий пенсионерам и семьям с детьми из-за Covid-19. Напротив, расходы специального бюджета государства увеличились на 306,8 млн евро или 11,8%, что в основном обусловлено увеличением расходов на пенсии по старости на 194,4 млн евро или 10,8%, а также увеличением пособий по болезни на 54,2 млн евро или 21,7%. Увеличение пособий по болезни связано с быстро растущим числом случаев заболевания в начале года из-за омикрон-штамма вируса Covid-19. В свою очередь, более высокие расходы на пенсии по старости можно объяснить более высокой индексацией пенсий, которая также была проведена в этом году на два месяца раньше, чем обычно, т.е. 1 августа.

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ ОБЩЕГО БЮДЖЕТА СОСТАВИЛИ 17,7 МЛН ЕВРО, ЧТОБЫ НА 2,1% НИЖЕ, ЧЕМ ЗА СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПЕРИОД ПРОШЛОГО ГОДА. Минфин ОТМЕЧАЕТ, ЧТО НИЗКое исполнение КАПИТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ НЕГАТИВНО ВЛИЯеТ НА ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ.

В муниципальном бюджете капитальные расходы составили 55,2 млн евро, что на 12,7% ниже по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, на что в основном повлиял перенос сроков реализации проектов с учетом высоких затрат, негативно влияющих на объемы строительства.

Расходы государственного основного бюджета по проектам, софинансируемым за счет иностранной финансовой помощи, за десять месяцев составили 925,2 млн евро, что на 46,7 млн ​​евро или 5,3% больше по сравнению с соответствующим периодом 2021 года.

В свою очередь, расходы структурных фондов ЕС и Фонда сплочения на 2014-2020 года  по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшились на 19 млн евро или 4,2% в основном из-за продления сроков реализации проектов, что повлияло на реализацию инфраструктурных проектов, совместно финансируемых Европейским фондом регионального развития и Фондом сплочения. Бюджетные расходы на проекты европейской транспортной инфраструктуры, предназначенные для строительства Rail Baltica, за десять месяцев составили 61,1 млн евро, что почти сравнимо с уровнем расходов соответствующего периода 2021 года, но значительно ниже запланированной суммы на 2022 год, при этом расходы Фонда восстановления до октября этого года были в размере трех миллионов евро, что также не соответствует сумме, запланированной на этот год.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости