Директор художественного музея обвинила Даугавпилсскую думу в цензуре

Снятие работ эстонского художника Сандера Раудсеппа с выставки в Арт-центре им. Марка Ротко является выражением цензуры в чистом виде, сообщила программе 900 sekundes на телеканале TV3 директор Латвийского национального художественного музея (ЛНХМ) Мара Лаце.

Таково ее категорическое отношение к скандальному происшествию в Даугавпилсе, вызвавшее волну негодования в культурной среде. Правление Латвийского общества музеев (объединяющее 125 таких учреждений) распространило публичное заявление с призывом не допускать такие действия, как цензуру, и попросило Министерство культуры Латвии оценить их. Того же требует и Лаце. По ее мнению, таким образом должностные лица вмешиваются в программу художественного учреждения, которое говорит о важных для общества темах. Скорее всего, министр культуры Наурис Пунтулис прислушается к директору ЛНХМ — уважаемому в художественной среде авторитету.

Как сообщает Latvijas Radio, по просьбе самоуправления с организованной выставки работ Раудсеппа были убраны три его работы из серии «Твой собственный альтернативный Иисус»: «Нация — стадо баранов», «Узи» и «Диксус» (эти и другие работы художника-керамиста можно посмотреть на сайте sanderraudsepp.ee).

Название выставки: «Смертельное желание добраться до той стороны жизни»

Претензии в связи с выставкой выразил заместитель председателя самоуправления Алексей Васильев (РСЛ).

Просьба убрать конкретные работы объясняется возмущением духовных лиц и задетыми чувствами верующих.

Протест выразили и другие представители общества.

Лаце подчеркнула, что если игнорировать подобные прецеденты, они могут лавинообразно повториться, и достигнутая в 90-е годы художественная свобода окажется под угрозой исчезновения. Такие вещи, как попытки цензуровать искусство, набирают обороты.

Руководитель Художественного центра Марка Ротко Марис Чачка сообщил, что ему не хватило времени перед государственными праздниками, чтобы аргументировано обсудить с думой посыл экспозиции. Он признал, что произошел случай цензуры, и в такие процессы не следует вмешиваться подобным образом — вырывать работы из контекста экспозиции, не понимая, что художник под этим подразумевал. В действительности Раудсепп анализировал в них жизнь после смерти.

По словам руководителя арт-центра, эстонский художник не удивлен такой ситуацией, поскольку он сам живет в балтийской стране (сам он с Сааремаа).

И хотя в Эстонии работы керамиста не подвергались цензуре, у него были определенные опасения, что нечто подобное может случиться. В связи с последними событиями имя художника стало весьма узнаваемым.

Чачка же в свою очередь опасается, что из-за инцидента десятилетний труд, вложенный в работу арт-центра им. Марка Ротко будет потерян.

Руководитель арт-центра не исключает, что ему, возможно, придется покинуть должность.

Лаце считает, что снятие работ с экспозиции может быть связано с общей ситуацией в Восточной Европе, а конкретно — с Польшей. Она не считает, что десятилетий вклад в работу центра канет в Лету. Центр прекрасно работает и его вклад в регион бесценен.

«Что касается цензуры, думаю, что здесь уместны такие понятия как политкорректность. Мы начинаем сами себя цензуровать. Большую роль в таком контексте играют социальные сети, провоцирующие к быстрым, мгновенным действиям, вместо того чтобы нормально обсудить, выговориться. Не стоит допускать ситуаций, когда художественные работы изымают из экспозиции», — подчеркнула директор ЛНХМ. При этом она сослалась на 100 статью Конституции, о том что каждый имеет право на свободу слова, цензура запрещена.

Выставку работ Раудсеппа в арт-центре Марка Ротко в Даугавпилсе можно посетить до 19 февраля будущего года.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости