Депозитарная система (система залоговой стоимости тары) призвана решать конкретную проблему – загрязненность парков, пляжей, лесов, улиц и других мест, и отрасль отвечает за переработку созданной ею тары.
Непонятно, почему операторы управления отходами хотят вмешаться в работу отрасли и управлять частью произведенного продукта. Будет абсурдно, если операторы управления отходами будут учить производителей, как производить напитки и как перевозить. Тоже самое можно сказать и про депозитарную систему: упаковка – это специфика работы производителей, а не бизнес операторов управления отходами, подчеркивает председатель совета литовского оператора депозитарной системы (Lietuvas depozīta sistēmas operatora padomes priekšsēdētājs) Саулюс Галадаускас.
Литовской депозитарной системой совместно управляют розничные торговцы и производители, но главную роль играют производители, ведь они финансируют систему и отвечают за достижение цели переработки. А операторы управления отходами никогда не участвовали в управлении системой. Было бы неправильно, если бы клиенты депозитарной системы управляли ею. Это прямой конфликт интересов, поясняет Галадаускас.
По словам Галадаускаса, сейчас наблюдается активная дискуссии о приеме новых видов тары. Депозитарная система рассчитана на прием определенной тары из-под напитков – пластмасса, алюминий и стекло. Эту тару можно вычистить с соблюдением всех гигиенических требований. Но если мы сдаем, к примеру, тару из-под сметаны или йогурта, то получим огромные проблемы, связанные с гигиеной. Такая тара, как из-под шампуня, средств бытовой химии, изготовлена из различных пластмассовых соединений, и эти материалы практически невозможно продать на вторичном рынке, поэтому придется доплачивать за их переработку или уничтожение.
Как поясняет Галадаускас, если тара без существенной материальной стоимости попадает в депозитарную систему, тогда нужно будет покрывать все расходы на переработку, а это приведет к ощутимому росту цен для потребителей и поставит под угрозу стабильность финансового потока оператора депозитарной системы. «У нас в Литве система охватывает все классические виды тары из-под напитков и работает очень хорошо, поэтому мы не собираемся ее пополнять какими-то другими, экзотическими категориями», — говорит он.
«Депозитарная система работает в Литве с февраля 2016 года и с годами мы видим, что ситуация лишь улучшается. Если в первый год было собрано 74% тары, то в 2017 и 2018 годах мы увеличили этот показатель до 92% и достигли установленную директивой ЕС цель – перерабатывать 90% тары», — отмечает Галадаускас.
Население очень довольно действующей системой: как показывать социологические опросы потребителей, 87% заметили, что окружающая среда стала чище.