В деле так называемого строительного картеля фигурируют имена около десяти бывших и нынешних политиков, в том числе министр финансов Янис Рейрс («Новое Единство»), политик Эдгарс Яунупс («Для развития Латвии»), бывший министр финансов и экономики Дана Рейзниеце-Озола («Союз зеленых и крестьян»), бывший председатель партии «Единство» Солвита Аболтиня и депутат Сейма Янис Урбановичс («Согласие»), сообщает журнал Ir.
Журнал сообщает, что в деле имеется не менее пяти эпизодов взяточничества.
Следователи подозревают, что строительные компании платили должностным лицам взятки, оформляя их как договоры по оказанию услуг, консультаций, либо как пожертвования различным организациям.
Журнал также напоминает о записанных несколько лет назад переговорах в бане Таурени. Именно они послужили основанием для возбуждения еще трех уголовных процессов в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК). Как известно, дело о взяточничестве президента Банка Латвии Илмара Римшевичса сейчас находится уже в суде, а коррупционные скандалы вокруг Rīgas Satiksme и Rīgas Karte еще расследуются. Переговоры в бане Таурени наводят на мысль о взятках приближенным к власти лицам, а в данном случае также о запрещенном соглашении в строительном секторе, сообщает журнал.
Ir выяснил, что показания по делу картеля уже дал Урбановичс.
5 сентября он утверждал, что не был в БПБК и о произошедшем ничего не знает, однако журналу он подтвердил, что БПБК все же его «навестили» и встреча состоялась в Сейме. Урбановичс не смог сказать, о чем был разговор, но заверил, что он не имел никакого отношения к делу о строителях. «Их интересовал вопрос о третьих лицах, как говорится, мимо которых я проходил», — сказал Урбановичс.
Информация из источников журнала свидетельствует о том, что допрошена была также и министр экономики и финансов Рейзниеце-Озола, однако сама она эту информацию отрицает. По заверению экс-министра, у нее не было никакой коммуникации с БПБК и ее не допрашивали, к строительному скандалу она отношения не имеет.
«Не имею ни личных, ни профессиональных отношений ни с одним из строителей. Наоборот, если речь идет о моем сроке в министерстве, — как в Минэкономики, так и в Министерстве финансов — я пыталась улучшить ситуацию, чтобы строители не могли входить, пиная ногой дверь», — отметила Рейзниеце-Озола.
Нынешний министр финансов Рейрс тоже не был приглашен в БПБК. «Нет, я впервые слышу об этой ситуации», — указал Рейрс, добавив, что он как министр финансов имел дело со строителями, в том числе при надзоре разделения средств европейских фондов, но это не было связано со строительством какого-либо объекта.
По словам Яунупса, он тоже не встречался с представителями БПБК. Кроме того, он ни косвенно, ни напрямую не участвовал в лоббировании интересов каких-либо предпринимателей, и не получал денег от строителей.
Бывший руководитель «Единства» Аболтиня, которая сейчас является послом Латвии в Италии, также указала журналу, что не была приглашена в БПБК.
«Глупости! Я никогда не была в бане Таурени (даже не знаю, где такая находится), никогда не была ни в какой связи со строителями», — написала Аболтиня в коротком сообщении. При этом она добавила, что знакома с владельцем строительной фирмы Arčers Армандом Гаркансом.
Экс-президент Раймондс Вейонис, которому в данном деле назначен статус свидетеля, отрицает какую-либо свою причастность. В телефонном разговоре он подчеркнул, что не может комментировать заданные ему БПБК вопросы, но намекнул, что они касались деятельности других людей, а не его самого.
Известно, что Вейонис мог попасть в поле зрения борцов с коррупцией именно в связи с должностью министра обороны.
Правозащитников заинтересовало, что в период с 2015 по 2018 год компания Arčers победила в восьми объявленных Государственным центром обороны и закупок военных объектов конкурсах на общую сумму 42 млн евро.
«Я не могу это ни подтвердить, ни отрицать. Я подписал бумагу», — ответил Вейонис. Будучи министром обороны, он мало что знал о закупках.
В сообщении БПБК от 4 сентября говорится, что 3 сентября в рамках дела были задержаны два человека, но вскоре они были освобождены без назначения им каких-либо мер пресечения. Всего в уголовном процессе у шести лиц имеется право на защиту, однако в бюро не уточнили, какой именно статус им назначен — лицо, против которого начат уголовный процесс, или подозреваемый.
8 сентября программа телеканала LTV de facto сообщила, что право на защиту есть у пяти представителей строительной отрасли: у председателя ООО Skonto Būve Гунтиса Рависа, у бывшего совладельца Skonto būve Иварса Миллерса, у председателя правления LNK Group Артема Милова, у совладельца строительного предприятия Arčers и дорожно-строительной компании Binders Гарканса, у предпринимателя Мариса Мартинсонса и у одного политика — мэр Валмиеры Яниса Байки.
10 сентября начальник БПБК Екабс Страуме подтвердил программе 900 sekundes, что ко всем шести лицам, имеющим в рамках процесса право на защиту, применен статус «лица, против которого начат уголовный процесс». Фамилии он не упомянул.
Единственный адвокат, публично подтвердивший, что его клиенту назначен упомянутый статус, — адвокат Рависа Дмитрий Скачков.
Агентству LETA известно, что данный статус есть и у Милова, однако его адвокат Янис Розенбергс комментарии по этому поводу не предоставляет. От комментариев воздержались также адвокаты совладельца Arčers и Binders Гарканса и предпринимателя Мартинсонса.
Журнал Ir отмечает, что единственным политиком, которому назначен указанный статус, стал Байкс. Сам Байкс ситуацию не комментирует, подчеркивая, что он подписал документы, запрещающие разглашать какую-либо информацию по этому делу.
В законе говорится, если в ходе начатого уголовного дела получены сведения о том, что, возможно, конкретное лицо совершило расследуемое преступное деяние, оно получает статус лица, против которого начат уголовный процесс. Такому лицу нельзя назначать меру пресечения.
БПБК и Совет по конкуренции (СК) в начале сентября осуществили санкционированные судом, неотложные следственные действия, на основании подозрений о возможной причастности не менее десяти крупнейших строительных компаний к совершению преступных действий, а также в нарушении закона о Конкуренции.
Имеющиеся в распоряжении БПБК факты свидетельствуют о возможной передаче и принятии взяток, о возможном ценовом соглашении претендентов в закупках, а также о взяточничестве должностных лиц с целью обеспечения интересов предпринимателей в вопросах, не связанных с закупками.
Преступные действия совершались в период с начала 2015 года по середину 2018 года. Вероятные суммы взяток составляли от 25 000 евро до нескольких сотен тысяч евро.