Для Вентспилсского Свободного порта закон не писан. Часть III

Полтора месяца назад стало доступным заключение Государственного контроля об итогах проверки Вентспилсского Свободного порта (ВСП). Информационное агентство BNN в предыдущих двух публикациях дало подробный анализ документа. Между строк в нём читается: пользуясь безконтрольностью со стороны государственной власти, Управление порта и особенно его правление, в которое входят мэр Вентспилса и все трое его заместителей, нарушили всё, что возможно нарушить. Казалось бы: системное игнорирование в Вентспилсе действующего законодательства и интересов государства повлечёт за собою радикальные меры. Однако чем глубже BNN вникает в тему, тем ярче подтверждается старая истина: собаку лает — караван идёт. 

Допустим, что до того, как ведомство Ингуны Судрабы сняло только верхний слой со «славных» дел председателя правления ВСП Айвара Лембергса и его команды, ни экономический блок министерств, ни правительство Латвийской Республики ни сном, ни духом не ведали, что творится в «заповедных местах» вентспилсского мэра. Но на вопрос BNN, не следует ли должностных лиц Управления ВСП и Вентспилсской думы после диких нарушений, выявленных Госконтролем, «наградить» по заслугам хотя бы в масштабах пока административной ответственности, премьер-министр Валдис Домбровскис предпочёл не отвечать.

Проверить, перепроверить и проверить перепроверенное 

Итак, что дальше? Материалы ревизии Госконтроль, как уже сообщал BNN, направил в Кабинет министров, Вентспилсскую думу, Управление ВСП, Ревизионную и Народохозяйственную комиссии Сейма, министерства экономики, финансов, сообщения, среды и регионального развития.

Первым должно было отреагировать правительство, что оно и сделало 29 ноября сего года, обязав четыре министерства, имеющих представителей в правлении порта, оценить (опять!) эффективность работы Управления ВСП, то есть самих себя, и подать к 1 июня 2012 года предложения, как улучшить деятельность Управления ВСП и надзор за ним.

BNN обратился во все эти министерства, чтобы понять их реакцию. Пресс-секретарь министра экономики Дайга Грубе ответила, что руководит процессом Министерство сообщения, работа уже началась, однако о результатах судить еще рано. «Может, о том, что конкретно делается, поинтересуетесь в Минсообщения? Спасибо за понимание!» — добавила она. О министерствах сообщения, финансов, а также среды и регионального развития речь пойдёт ниже.

Нужна большая реформа портов

Ревизионная комиссия Сейма включила вопрос о ВСП в повестку закрытого заседания, состоявшегося в минувший вторник, пригласив представителей Госконтроля, министерств среды и сообщения, Госканцелярии, Вентспилсской думы и Управления ВСП. Закрытого потому, что содержало информацию ограниченного доступа. Нет, эти данные касались не роли порта в выполнении программ ЕС, НАТО или соблюдения секретных государственных интересов. Тайну представляют … зарплаты руководителей ВСП.

Председатель Ревизионной комиссии Элина Силиня (стала независимым депутатом, выйдя из Партии реформ Затлерса) рассказала BNN, что рассматривалось несколько основных тем, связанных с итогами проверки в Управлении ВСП.

Во-первых, обсуждались недостатки нормативного регулирования деятельности портов и управлений ими. «Законодательная база слишком слаба для того, чтобы со стороны государства и Кабинета министров осуществлялся достаточный контроль за деятельностью Управления ВСП, — сообщила Силиня. — Поэтому мы будем просить правительство пересмотреть и дополнить нормативную базу так, чтобы государство могло полноценно контролировать управления портами. Было также несколько предложений о более масштабной реформе управлений портами в будущем, которая предполагает, что управления могут стать публичными акционерными обществами. Возможно, также стоит объединить управления портами Лиепаи, Риги и Вентспилса. Эти идеи мы предложили обсуждать».

Ещё одной большой темой была эффективность финансовой и хозяйственной деятельности. «Представители Управления ВСП объяснили, почему показатели их порта ниже, чем в Таллинском и Клайпедском портах. Например, на грузообороте сильно сказалось снижение перевалки калийных удобрений, которые из-за высоких железнодорожных тарифов белорусы теперь предпочитают экспортировать через Клайпедский порт», — говорит Элина Силиня. Правда, г-жа Силиня умолчала о том, что Латвийская железная дорога взвинтила тарифы на перевозку белорусского калия при полном одобрении мэра Вентспилса Лембергса, который мечтает перенаправить объёмы перевалки из Вентспилса на Ригу. А толковые литовцы, видя это, снизили тарифы для белорусов. И никакие обращения ни АО «Kālija parks», ни Балтийской ассоциации транспорта и логистики (BATL) к президенту страны, премьер-министру, министрам сообщения и экономики, руководству Латвийской железной дороги не перевесили интересы тех, кто стремится «убить» непокорные Лембергсу терминалы в Вентспилсском порту.

Но при этом размер вознаграждения членам правления ВСП зашкаливает по сравнению с тем же показателем в Таллинском и Клайпедском портах. Элина Силиня для иллюстрация привела такие цифры. В 2009 году финансовый оборот Вентспилсского Свободного порта составил 16 млн. латов, что в 3,5 раза ниже, чем в Таллине и в 1,8 раза ниже, чем в Клайпеде. При этом фонд оплаты труда Управления ВСП составил 15,4% от оборота, тогда как в Клайпедском и Таллинском портах на эти нужды пошло 9%. На вознаграждение членов правления Вентспилсского Свободного порта было потрачено 1,5% от оборота, а в Таллинском порту только 0,2%, или в 7,5 раз меньше, чем в Вентспилсе.

«Понятно, что деятельность Вентспилсского порта слишком политизирована, и политические силы, имеющие в нем своих представителей, хотят получить как можно больше, — говорит Силиня. – Это, безусловно, неправильно, но все-таки, повторю, главная проблема – это недостаточность нормативного регулирования, и начинать решать все проблемы в Вентспилсском порту надо с нее». Другими словами, пусть хозяева Вентспилса держат карман шире до тех пор, пока руководитель Ревизионной комиссии и её коллеги в парламенте не придумают что-нибудь такое, чтобы хапать можно было только до какого-то предела.

Председатель Народохозяйственной комиссии Вячеслав Домбровскис (Партия реформ Затлерса) сообщил BNN, что он получил материалы Госконтроля, однако, не может их комментировать, поскольку содержащаяся в них информация, имеет статус ограниченного доступа.

Для тех, кто хочет, не прибегая к помощи председателя Народохозяйственной комиссии, самостоятельно прокомментировать результаты аудита в Вентспилсе, BNN отсылает к ОПУБЛИКОВАННОМУ сообщению Госконтроля.

При этом заметим, что ограниченно доступная информация, из-за которой однофамилец премьера держит язык за зубами — секрет Полишинеля. Если от упомянутого г-жой Силиней годового финансового оборота ВСП в 16 000 000 латов взять 1,5%, то окажется, что совокупная получка 7-8 членов правления порта в год составляет 240 000 латов. Но есть и более простой способ — декларации о доходах должностных лиц. Посмотрим, как оценили Лембергс и его заместители свой непосильный труд в порту в самые тяжелые для экономики Латвии годы (в скобках показан прирост по сравнению с предыдущим годом):

И в то же время указанные персоны получали зарплату и в Вентспилсской думе. Заметим при этом, что у Лембергса, кроме управлением городом и портом, есть еще с десяток должностей, не многим меньше у его заместителей. Но вернёмся к однофамильцу премьера.

На вопрос BNN планирует ли председатель Народохозяйственной комиссии, включить вопрос ведении народного хозяйста в ВСП в повестку одного из заседаний, Вячеслав Домбровскис ответил – нет. «При желании мы могли бы это сделать, но не будем. У нас много других актуальных тем и законопроектов. И вникать в итоги ревизий Госконтроля — не наш профиль, это задача Ревизионной комиссии. Могу лишь сказать, что в январе-феврале 2012 года наша комиссия будет рассматривать ситуацию в латвийских портах в целом. Но не в связи с ревизией Госконтроля в Вентспилсском порту, а в связи с письмом Американской торгово-промышленной палаты, в котором было указано на нарушения в деятельности портов и конфликт интересов». Так что ошиблась Ингуна Судраба с одним из адресатов: для Народохозяйственной комиссии парламента Вентспилсский Свободный порт в народное хозяйство не входит. А вот письмо Американской торгово-промышленной палаты без всяких ревизий и аудитов — другое дело.

А что же команда Лембергса? Об этом — в следующей публикации.

Ref: 017/101.000.101.835

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости