get Phenergan Несмотря на затянувшийся политический конфликт и нестабильную внешнеэкономическую обстановку, экспорт латвийских товаров в октябре показал стремительнейший прирост с 2011 года, и, при этом, впервые в течение одного месяца стоимость вывезенных товаров превысила миллиард евро, сообщает Министерство финансов.
Оборот внешней торговли в октябре увеличился на 6,7%, показав рост экспорта на 15,3% и снижение импорта на 0,2%. В реальных же цифрах общий объем экспорта составил 1, 053 млрд. евро, импорта – 1,135 млрд. евро.
Среди отраслей значительный прирост отгрузок показали сегменты электрооборудования и устройств – на 29,9%, что в основном обеспечил экспорт телефонов (одновременное увеличение импорта этой позиции свидетельствует о приросте реэкспорта). В сегменте алкогольных и безалкогольных напитков рост экспорта составил 41,8%, а благодаря хорошему урожаю отправки зерновых за рубеж увеличились на 28,6%. Стабильный рост экспорта показывает сегменты древесины и изделий из нее.
Наблюдатели отмечают, что в октябре экспорт увеличивался и в страны ЕС, и в направлении стран СНГ.
Поразительным является тот факт, что, вопреки российским санкциям и обвалу курса рубля, общий объем экспорта в Россию в октябре, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, вырос на 7,8%. На результат главным образом повлиял рост экспорта крепкого алкоголя. В целом Россия остается нашим вторым важнейшим торговым партнером и, с удельным весом в 11,9% в латвийском экспорте, уступает по этой позиции только Литве.
Экспорт запрещенных к ввозу в Россию товаров продолжает сокращаться. В октябре текущего года, по сравнению с аналогичным показателем за октябрь предыдущего года, экспорт рыбных продуктов обрушился на 40%, а молока и молочных продуктов – упал примерно на четверть.
Транзит – одна из ключевых позиций в структуре латвийского экспорта и пока еще Россия здесь является главным партнером.
Страшные предсказания аудиторов Gold
Если будет прекращен транзит российских грузов через Латвию, железнодорожная отрасль страны потеряет 43,7 млн. тонн грузов, говорится в исследовании аудиторской компании EY, которая изучила ситуацию по заказу предприятия Latvijas dzelzceļš. Для сравнения: на текущий год запланирован грузооборот в объеме 45 млн. тонн.
Итоги исследования были представлены членам Латвийской ассоциации транзитного бизнеса 9 декабря. В случае реализации наихудшего сценария латвийские предприятия лишатся оборота на 1,3 млрд. евро, объем валового внутреннего продукта сократится на 1,7%, занятость упадет на 1,1%, а налоговые поступления снизятся на 2,4%.
Подсчитаны потери и в том случае, если Россия прекратит транзит нефти и нефтепродуктов — тогда Латвия потеряет 18,8 млн. тонн грузов, а оборот предприятий сократится на 803,8 млн. евро. Влияние на ВВП составит 1,1%, на уровень занятости — 1%, а налоговые поступления уменьшатся на 1,5%.
Глава Latvijas dzelzceļš Угис Магонис признал всю мрачность перспективы и покритиковал министра иностранных дел Эдгарcа Ринкевича за «непродуманную политику», в том числе внезапные решения о включении граждан России в черный список и согласие Латвии с решениями ЕС и США в отношении нефтяной промышленности России.
Этот год, по словам г-на Магониса, Latvijas dzelzceļš планирует завершить с грузооборотом 45 млн. тонн и уже готовится отказаться от всех спонсорских программ в культуре и спорте.
Некоторое утешение представителям транспортной отрасли наверняка принесут новости из соседней Белоруссии.
Белорусов привлекают в Ригу скидками
С Белоруссией подписан меморандум об увеличении экспорта белорусских нефтепродуктов через латвийские порты, сообщило Министерство сообщения Латвии.
Согласно подписанному в Минске документу, Белоруссия увеличит экспортную отгрузку своих нефтепродуктов, используя инфраструктуру латвийской железной дороги и Рижского свободного порта. Белорусские предприниматели также примут участие в развитии терминала по перевалке нефтепродуктов в рижском порту, сообщает министерство.
Чтобы способствовать развитию долгосрочных отношений с соседями Latvijas dzelzceļš обещает сохранение или даже снижение транспортных издержек в течение следующих 3 -5 лет, и обязуется увеличить пропускную способность железнодорожной станции Мангали.
По словам бывшего министра иностранных дел и сообщения Айвиса Рониса, который вел переговоры в Минске, речь идет о нескольких миллионах тонн в год в течение, возможно, десяти лет. По словам г-на Рониса, в дальнейшем также планируется увеличение объемов экспорта других белорусских товаров.
Цены на продукты снизятся
Снижение цен вызвано падением цен на нефть и крупнейшими в этом веке мировыми запасами зерна, считает директор Центра по содействию сельскохозяйственному рынку Ингуна Гулбе.
«Если не изменятся геополитическая ситуация, климатические условия и не придут болезни, то цены не должны меняться и даже продолжить снижение в начале следующего года. Цены на главные производственные ресурсы – на топливо и зерно, весьма значительно снизились, и это означает, что мясо и яйца можно производить дешевле. Если все цены, по которым крестьяне продают зерно, молоко и мясо, опустились, то и конечная продукция на полках магазинов должна еще больше опуститься», — заявила г-жа Гулбе на пресс-конференции.
При этом эксперт отметила, что падение цен на молоко вызвано ростом предложения и началось еще до введения российского эмбарго на ввоз сельхозпродукции. Последний фактор лишь усугубил ситуацию, но не стал предопределяющим. При этом на внутреннем рынке наблюдается снижение объемов потребления молочных продуктов. Весьма вероятно, полагает г-жа Гулбе, что закупочные цены на молоко продолжат падение и в следующем году. То же касается мяса.
Ничего не свидетельствует о том, что мировые цены на зерновые могут увеличиться, полагает глава Центра по содействию сельскохозяйственному рынку. Среди определяющих рынок факторов указывается рост урожайности и снижение спроса: запасы достигли наивысшего объема за 15 лет. В итоге, в Латвии средняя закупочная цена зерновых за десять месяцев опустилась на 18%, а в случае отдельных культур – на треть.
В целом в стране отмечается спад потребления продовольствия, поскольку постоянно снижается численность населения.
С точки зрения крестьян, прогнозы на изменение цен на продовольствие оцениваются негативно, и для отрасли наступает весьма тяжелый период, полагает г-жа Гулбе.