Каждая партия должна ясно выразить свое мнение о кандидатах, выдвинутых в президенты, также они должны открыто сформулировать свое отношение к нынешнему президенты Валдису Затлерсу, считают бывшие президенты Латвии Гунтис Улманис и Вайра Вике-Фрейберга.
По их мнению, отношение к кандидатам нельзя держать в секрете, а аргументы за или против того или иного кандидата должны активно обсуждаться. «Если Затлерс не нравится – тогда скажите, почему не нравится! Если нравится – так и делайте! Хочется другого кандидата, значит, надо его предложить. Остался всего месяц!», – сказал Гунтис Улманис в программе Nekā Perosonīga (Ничего личного) на канале TV3.
Оба экс-президента считают, что с точки зрения государственных интересов Затлерс имеет преимущества, и он мог бы продолжить начатое. «Если человек был в этой должности 4 года – это его опыт, и он имеет преимущество в четыре года перед остальными кандидатами», – сказала Вике-Фрейберга. «Я уверен, что нынешний президент – на своем месте и на следующих выборах я, конечно же, проголосую за кандидатуру Затлерса», – сказал Улманис.
Вике-Фрейберга призывает общество активнее требовать от депутатов, чтобы они публично обсуждали кандидатов: «В Сейме эти 100 человек имеют абсолютный авторитет, и последнее слово будет за ними. Так что стучитесь в нужные двери – это политические партии с их позициями и программами на будущее. Надо требовать, чтобы партии говорили о том, как они оценивают кандидатов и каковы их приоритеты – это те важные и актуальные вопросы, которые нужно задавать!».
По мнению Улманиса, президентские выборы – это важная точка отсчета, по которой можно будет судить о репутации парламента. Он уверен, что депутаты Сейма поступят по совести. Бывший президент также отметил следующее: «Если у какой-либо партии из представленных в Сейме, например, у Союза зеленых и крестьян есть альтернатива Затлерсу, этого человека надо назвать сейчас, чтобы остальные депутаты могли бы его обсудить. Если же партии отказываются раскрывать карты, то кандидатам, которые скрыты за кулисами правильнее всего было бы своевременно выйти в свет. Я бы в этот момент вышел и сказал: «Да, я хочу стать президентом и мне это предложили!». В противном случае их ожидает та же судьба, что и предыдущего президента – через 4 года придется оправдываться!».