Общество должно видеть, что виновные получают тяжелое наказание. Виновные должны покидать высокие посты, а не просто уходить в подполье и через какое-то снова возобновлять деятельность, говорит председатель Совета по конкуренции (СК) Скайдрите Абрама в интервью BNN о строительных картелях и подозрениях в отношении должностных лиц-фигурантов дела.
Строительные картели затрагивают важные объекты в Латвии
Сейчас из-за стадии расследования дела о строительном картеле, в котором фигурируют одни из крупнейших в Латвии стройфирм и имена нескольких бывших и действующих политиков, не разглашается то, о каких важных латвийских строительных объектах идет речь.
BNN, впрочем, удалось выяснить у Абрамы, что это и жилые, и общественные здания – довольно важные объекты. Однако на вопрос: «Есть ли подозрения, связанные фигурирующими в картельном деле объектами, которые еще только планируется строить?» — председатель СК ответила, что такую информацию сможет озвучить только после расследования.
Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) сообщило, что, начав процессуальные действия по так называемому делу о строительном картеле, подозревает участие в нем нескольких латвийских должностных лиц и полагает, что взятки политикам, чтобы прикрывать действия, были очень большими.
Пока известно, что бывший президент Латвии Раймондс Вейонис допрашивался в БПБК, а Марис Кучинскис вроде как знал о нынешней картельной проблеме. В СМИ мелькают и имена представителей политической элиты – Эдгарс Яунупс, Дана Рейзниеце-Озола, Янис Рейрс, Солвита Аболтиня, Янис Урбановичс, которые, возможно, фигурируют в деле о строительном картеле.
На вопрос: «Почему политикам выгодно содействовать картелю?» — председатель СК ответила следующее: «Строительство – это та отрасль, которая постоянно развивается. Европейские структурные фонды – это огромные деньги, текущие из Европы. Скорее всего, из-за сложных проектов и строительных тендеров там проще включить суммы, которые кто-то должен вернуть через материалы, рабочую силу».
Она отмечает, что есть много возможностей включить подорожания. «Если участники картеля договорились между собой о разделении рынка, то есть этот объект мне, этот – тебе, на этом объекте я должен победить, я будут стартовать с такой-то суммой, пожалуйста, не предлагайте ниже, то в эти суммы претендентов тендеров включаются так называемые платежи, которые могут быть выгодны должностным лицам и стимулируют их интерес к картелям», — комментирует Абрама.
«Строится очень много, суммы огромные, поскольку объекты важные, это и привлекает предприятия, которые участвуют в тендерах», — поясняет Абрама.
Пятно на репутации страны
«Это очень громкий случай. Если и БПБК, и Совет по конкуренции дойдут до решений о нарушении, то это определенно оставит огромное пятно на репутации страны», — говорит Абрама.
По ее мнению, это дело сильно разочаровывает общество в людях, которые были в ведущих компаниях и занимали лидерские позиции своими работами и заключениями. «Еще, конечно же, это огромное пятно позора, если это будут должностные лица или какие-то политики, имена которых БПБК еще не называло», — комментирует Абрама.
Председатель СК подчеркивает, что обществу необходимо видеть, что тяжкие нарушения не остаются безнаказанными. «И само общество должно понимать, что такие картели очень плохо отражаются на экономике страны. Это понижает наше благосостояние. Участники картеля крадут не просто из публичных ресурсов. Это деньги всех нас, которые кто-то крадет. Наверное, поэтому Латвия так долго не может достичь среднеевропейского уровня жизни. Мы до сих пор на последних местах в рейтингах стран Евросоюза».
Абрама отмечает, что в Латвии картели – огромная проблема, о которой СК говорит каждый год.
Одна из главных проблем, которая часто констатируется в результате анализа, — это то, что и устроитель тендера способствовал деятельности картеля.
«Вот хотя бы открытое весной дело о «нановоде» Rīgas satiksme. Должностное лицо Rīgas satiksme договорилось с предприятиями о том, кто какие предложения подает, какие сметы, кто побеждает», — рассказывает Абрама.
Говоря о последствиях картельного дела и о том, кто понесет ответственность, Абрама отмечает: «Думаю, что мы уже заплатили тем, чего не получили и что обошлось очень дорого. Если сложить подорожания, которые достигают, скажем, нескольких сотен тысяч евро, на эти средства можно построить не только бассейны, но и детсады, различные социальные здания и так далее. Многое из того, чего не хватает. Еще можно было бы инвестировать в другие города, найти возможности для рабочей силы».
Абрама подчеркивает, что проблему не победить одним ударом, с ней надо бороться, и этот громкий пример, если виновные лица получат наказание, станет началом этой борьбы.