Суд, рассматривающий дело Айварса Лембергса, неоднократно констатировал нарушения – и открытое неуважение к судьям, и сознательную задержку прений. Суду следует не налагать штраф на лицо, которое уплатит его и глазом не моргнув, а отправлять под стражу минимум на сутки. Такая процессуальная санкция сократит возможность задержки уголовного процесса, комментирует в интервью BNN Юрис Юрисс, прокурор по делу Айварса Лембергса, обвиняемого в тяжких преступлениях.
Сутки за решеткой?
Юрисс подчеркивает, что штрафные санкции Уголовно-процессуального закона недостаточно эффективные. Людям с толстыми кошельками выгоднее заплатить штраф, чем как-то иначе понести ответственность за открытое неуважение к суду. А если бы процессуальные санкции предусматривали, к примеру, лишение свободы, то это помогло бы в продвижении процесса, так как обвиняемая сторона, скорее всего, не захочет проводить сутки за решеткой.
«Конечно, обязательно должна быть градация, какие процессуальные санкции и за какие нарушения полагаются. Например, за открытое неуважение к суду или сознательную задержку уголовного процесса», — комментирует прокурор.
«Представление» Лембергса в суде может отложить рассмотрение уголовного дела еще на полгода
Сейчас Лембергсу назначен государственный юрист Геннадий Иванкин. Параллельно Лембергс сам сообщил, что своим новым адвокатом выбрал Айво Лейманиса.
Лейманис раньше уже представлял интересы Лембергса, но тем не менее ему необходимо дополнительное время, чтобы ознакомиться с материалами дела, к тому же Лейманис подчеркнул, что до 2 августа он в отпуске, а сентябрь у него загружен.
«Суд распечатал график Лейманиса, и по нему получается, что свободны только суббота и воскресенье», — отмечает прокурор. Юрисс эту ситуацию комментирует так:
«Фактически Лембергс заключил соглашение с таким адвокатом, который реально не может прийти в суд. Это свидетельствует о сознательной задержке судебного разбирательства».
Назначенный государством адвокат Иванкин сказал, что ему нужно где-то полгода, чтобы ознакомиться с материалами дела. По словам Юрисса, это значит, что в этот период судебные заседания не будут проходить. «Похоже, что прогноз может сбыться, и заседание может быть отложено на несколько месяцев, так как у Лембергса якобы нет защиты. Поэтому сторона гособвинения бьет тревогу».
Для того чтобы еще больше не запустить ситуацию, по мнению Юрисса, суду следует строже рассмотреть частичное участие защиты или то, как выдаются адвокатские ордеры, и при двух адвокатах запрещать их. Это позволит избежать сознательной задержки уголовного процесса. «Параллельно надо принимать назначенного государством адвоката, что поможет избегать повторения таких ситуаций», — считает прокурор.
Готовая система?
«Судебное разбирательство сейчас задерживается под предлогом поиска защиты. Хотя зачатки этого сценария мы уже наблюдали ранее. По мнению гособвинения, одна из адвокатов, вопреки смыслу закона, на каждое заседание суда абсолютно необоснованно начала подавать отдельный ордер», — комментирует ситуацию с адвокатом Лембергса Ириной Кауке Юрисс.
Кауке участвовала и в досудебном производстве, и в судебном с самого начала. Однако в последние месяцы адвокат, по словам Юрисса, создавала искусственный сценарий: сознательно записывалась на ордеры, которые якобы относятся к отдельным речам для прений. Так Лембергс мог оправдываться, что Кауке – не полноценная его защита.
«Наш прогноз подтвердился после того, как адвокат Раймондс Крастиньш сообщил об уходе по болезни. Получается, что Лембергс остался без защиты, поскольку Кауке якобы не полноценная защита Лембергса из-за многих ордеров. В этом сторона гособвинения видит злой умысел. Почва готовилась сознательно – с целью задержки уголовного процесса с отговоркой о поиске защиты».
Выполнение процессуального порядка (выдача ордеров), по его мнению, не может быть иллюзорным, оно должно быть обусловлено законом и реальной необходимостью и не должно допускать задержки уголовного процесса.
Юрисс считает, что если вопрос защиты так и не решится, тогда приговор по делу Лембергса можно будет услышать не раньше чем через два года.
«Важно понять, что мы хотим не ограничить, а сделать более эффективным обеспечение защиты. Надо понимать, что и потерпевшим оказывается юридическая помощь, и у потерпевших есть право на завершение уголовного процесса в разумные сроки».
В Латвии не должна возникать ситуация, когда адвокаты оправдываются своей занятостью
«Нас настораживает опубликованное в NRA мнение председателя Латвийского совета присяжных адвокатов Яниса Розенбергса о том, что в процессе против Лембергса будет практически невозможно найти адвоката. NRA в статье приводит слова Розенбергса о том, что в сфере уголовного права в Латвии ежедневно заняты около 350 адвокатов, и 50-70 из них регулярно участвуют в судебных разбирательствах».
Но если ситуация настолько усугубилась, как утверждает NRA в интервью Розенбергса, тогда государство должно рассматривать этот вопрос «глобально» и, возможно, надо ввести институт государственных адвокатов, отмечает Юрисс.
По мнению Юрисса, в Латвии при таком большом количество адвокатов не должна возникать ситуация, когда они оправдываются своей занятостью и невозможно найти адвоката, который бы мог постоянно присутствовать на заседаниях.
Следует отметить, что в процессе против Лембергса Розенбергс защищает предпринимателя Ансиса Сормулиса.
Лемберг дал Крастиньшу миллиончик, чтобы можно было до конца жизни не работать? Только учел ли последний риск отправиться вслед за Лейиньшем, Юнкерсом, Скуйей и др.?