Латвийская экономика притормаживает и больше не мчится вперед так стремительно, как в прошлом году. Экономику утомили нехватка рабочей силы и высокая загрузка производственных мощностей. Педаль газа отпустили инвестиции фондов Европейского союза (ЕС). Тревогу вызывают события на международной политической арене, которые неблагоприятно влияют на мировую экономику и свободную торговлю. Последствия все больше ощущают и латвийские производители и экспортеры. Под влиянием этого фактора мы снизили прогноз экономического роста Латвии на этот и следующий годы соответственно до 2.8% и 2%, говорит Агнесе Буцениеце, и. о. главного экономиста Swedbank в Латвии.
Экономика затормозила за счет более умеренного роста инвестиций и потребления
В два предыдущих года экономика росла почти на 5%, что является фантастическим достижением. Однако в первой половине нынешнего года рост замедлился больше, чем ожидалось, до 2.6% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Хотя мотор экономики продолжают заводить инвестиции и потребление домохозяйств, это происходит со значительно меньшей мощностью, чем ранее, поэтому и экономика растет медленнее.
Большой приток денег из фондов ЕС способствовал двузначным цифрам роста в инвестициях и строительстве в 2017 и 2018 годах и помог достичь стремительного экономического роста в 5%. В нынешнем году эти фонды достигли наивысшей точки периода бюджетного планирования и в ней останутся до 2021 года, не давая дополнительного стимула инвестициям и строительству. В начале этого года рост инвестиций был примерно в два раза медленнее, а строительства – даже в четыре, пять раз медленнее, чем в прошлом году. Год начался с замедления прироста потребления населения, что объясняется замедлением подъема покупательной способности и занятости. В то же время оценка населением экономического развития и своих финансов даже лучше, чем в прошлом году.
Хотя настроение латвийских предприятий, или их оценка развития своего бизнеса остается достаточно хорошим, в этом году оно все же ухудшилось за счет ухудшения настроения в строительстве и обрабатывающей промышленности. Сокращающиеся экспортные заказы в обрабатывающей промышленности и растущие риски на внешних рынках приводят к мысли, что результаты экспорта и в этом году останутся слабыми. Однако, несмотря на неблагоприятный фон в мире, рост экспорта мог бы немного превысить совсем уж чахлый прошлогодний результат. В первом полугодии прирост объемов экспорта мог бы быть довольно похожим на прошлогодние показатели. Во второй половине года неблагоприятное влияние внешних факторов хотя бы частично мог бы компенсировать экспорт зерновых, чему будет способствовать хороший урожай.
Замедлившийся рост – это по-прежнему рост
С учетом того, что экономический рост в первой половине этого года затормозил больше, чем ожидалось, и глобальный сценарий экономического развития на этот и следующий годы в нашей оценке ухудшился – мы уменьшили прогноз роста ВВП на этот год до 2.8%, а на 2020 год – до 2%. Торможение роста в странах, являющихся торговыми партнерами, осложнит рост экспорта. Несмотря на поддержку монетарной политики, которая будет удерживать процентные ставки на низком уровне, рост инвестиций замедлится, поскольку с возрастанием тревоги по поводу будущего роста предприятия, скорее всего, пересмотрят свои инвестиционные планы. Ожидается, что и домохозяйства станут осмотрительнее. После того, как рост глобальной экономики достигнет низшей точки в 2020 году, он немного улучшится в 2021 году, способствуя улучшению роста и в латвийской экономике. Ожидается, что рост ВВП увеличится до 2.5%.
Рост зарплат продолжится, подъем цен немного уменьшится
С торможением экономического роста проблема нехватки рабочей силы должна немного уменьшиться. Уже сейчас рынок труда дает ряд сигналов ослабления – похоже на то, что экономическая активность населения достигла высшей точки в прошлом году, а в этом году уменьшается, в свою очередь, подъем количества занятых, кажется, остановился. С меньшим напряжением на рынке труда и существенно замедлившимся ростом в строительстве уменьшаются риска перегрева в экономике. Рост средней зарплаты брутто в этом году замедлится до 7.3%, а в последующие годы упадет до 5.5%. Уровень безработицы в этом году достигнет низшей точки и в среднем за год будет составлять около 6.5%. В последующие годы он немного возрастет, но по-прежнему останется низким. Неблагоприятные демографические тенденции и эмиграция не позволят более медленному экономическому росту чересчур остудить рынок труда. Инфляция с 2.9% в этом году отступит в следующем до 2.4%, замедлившись с приростом связанных с жильем расходов, цен на продукты питания, алкогольные напитки и табачные изделия.
Рост мировой экономики станет медленнее
Мировая экономика на своей шкуре все больше ощущает последствия непродуманной политики. Брексит без соглашения, являющийся для экономики и Соединенного Королевства, и Европейского союза самым болезненным, стал самым вероятным сценарием после того, как Борис Джонсон возглавил правительство Соединенного Королевства. Торговая война США и Китая вместо ожидаемого мирового соглашения еще больше обострилась, и решение уже даже и не за горизонтом. Объемы мировой торговли уменьшаются. Эти факторы влияют на мировую экономику, в результате чего мы наблюдаем замедление экономического роста одновременно в экономиках всех больших стран мира. Труднее всего обстоят дела у производящей части экономики – обрабатывающей промышленности. Во многих местах, как, например, в Германии и США, уже можно говорить о кризисе в этой отрасли.
Неблагоприятные тенденции в международной торговле и обрабатывающей промышленности на разные страны влияют по-разному. В Германии неприятности обрабатывающей промышленности уже перекочевали в сектор услуг и экономику в целом, поскольку обрабатывающая промышленность играет очень важную роль в экономике Германии. В свою очередь, в США влияние ослабевшей обрабатывающей промышленности на услуги меньше, поскольку услуги не настолько связаны с этой отраслью. Северные страны и Балтия в отношении значения обрабатывающей промышленности для экономики находятся где-то посередине между Германией и США.
Дальнейшее развитие экономики будет зависеть от реакции центральных банков и правительств
Мы ожидаем, что рост мировой экономики продолжит замедляться, упав ниже отметки в 3% в 2020 году. Рост очень хрупкий, и под влиянием неблагоприятных потрясений он может ослабеть больше, чем ожидается. Все будет зависеть от того, насколько быстро и как на замедление экономического роста отреагируют центральные банки и правительства.
Центральные банки стараются стимулировать экономику и обещают, что увеличат поддержку еще больше. Это поможет уменьшить колебания стоимости ценных бумаг на финансовых рынках. Однако этого будет слишком мало, чтобы полностью компенсировать торможение реальной экономики. В нынешней ситуации инструменты фискальной политики были бы намного действеннее, чтобы способствовать росту экономики. Увеличившиеся затраты правительств вкупе со структурными реформами могли бы содействовать возвращению инвестиций и поддерживать спрос в экономике. Мы ожидаем, что ослабление роста в еврозоне вызовет политические дискуссии о бюджетном дефиците и смягчении условий правительственных долгов. ЕС мог бы рассмотреть возможность позволить увеличивать расходы на оборону и уменьшение вызванного климатическими изменениями эффекта, обосновав это укреплением внутренней и внешней безопасности. Однако, скорее всего, поддержка правительств придет слишком поздно и будет недостаточной, чтобы предотвратить торможение роста.
Сценарий экономического развития может оказаться и менее благоприятным
Неопределенность этого цикла прогнозирования, которая оплетает прогнозы, увеличилась. Рост Латвии был бы лучше, если бы в международных торговых отношениях появилось какое-то улучшение или удалось избежать Брексита без соглашения. Однако рост может оказаться и намного слабее, при этом до конца не исключен и кризисный сценарий, если известные и неизвестные нам международные невзгоды вдруг окажутся более вредными для экономического роста, чем мы сейчас оцениваем в своих допущениях. Финансовая ситуация домохозяйств и предприятий довольно хорошая, долговая ноша невелика, и способность получать прибыль на уровне. Экспортный и импортный потоки почти сбалансированы. Относительно низкий правительственный долг позволяет в случае необходимости поддержать экономику, увеличив расходы правительства. Поэтому латвийская экономика довольно хорошо подготовлена, даже в случае наступления так называемого «худшего из всех сценариев».