И в конце первого квартала обрабатывающая промышленность продемонстрировала рост. Так, в первом квартале этого года выпуск продукции обрабатывающей промышленности вырос на 6,7%, что считается довольно хорошим результатом, который повлиял на ускорение роста ВВП, комментирует данные Центрального статистического управления (ЦСУ) экономист Банка Латвии Игорь Касьянов.
По данным ЦСУ, объем продукции обрабатывающей промышленности вырос на 2,4% по сравнению с предыдущим месяцем (в постоянных ценах, без учета эффектов сезонности). Темп годового роста сохранился высоким – 7.4% (календарно выровненные данные). Следует отметить также результат энергетической отрасли.
По сравнению с февралем выпуск уменьшился на 3,1%, а по сравнению с мартом прошлого года зафиксирован значительный рост объема выпуска – на 19,1%. «Это связано с продуктивным периодом в производстве электроэнергии: половодье в Латвии совпало с холодным периодом в Скандинавии, что позволило в полной мере использовать географические преимущества и экспортировать произведенную электроэнергию», — говорит Касьянов.
«В данных виден и существенный рост в производстве одежды: отрасль, судя по объемам выпуска, относительно небольшая, поэтому открытие одного завода имеет важное значение. С негативной ноткой следует упомянуть крупнейшую подотрасль обрабатывающей промышленности — лесная промышленность: и февральские, и мартовские данные оказались не впечатляющими, в результате чего по сравнению с предыдущим годом отмечен лишь небольшой рост. Представители отрасли говорят, что никаких фундаментальных перемен нет и, скорее всего, в ближайшие месяцы будем видеть дальнейший рост отрасли, может не такой быстрый, как в предыдущие годы», — комментирует экономист Банка Латвии.
Касьянов считает, что 2017 год начался для отрасли весьма обнадеживающе. «Во внешней среде ощущается постепенное улучшение ситуации, что отражают и результаты латвийских промышленников, и ответы в исследовании Еврокомиссии о настроении. Из последнего исследования надо выделить то, что оценка и объемов заказов, и прогнозируемого объема выпуска достигла давно не бывших высот. Прогнозируемая загрузка производственных мощностей тоже достигла своего очередного рекорда».
Лишь 37,4% промышленников называют недостаток спроса важным ограничивающим фактором (таким низким этот показатель был лишь в докризисный период). Постепенно растет доля тех промышленников, которые признаются, что привлечение рабочей силы является серьезным фактором, ограничивающим развитие. «Не могу сказать, что этот показатель в историческом контексте очень высокий (были моменты, когда почти каждый второй промышленник отмечал этот фактор как важный). О чем это говорит? Сейчас я бы не торопился утверждать, что в отрасли царит тотальная нехватка рабочей силы. Скорее всего, это по-прежнему несоответствие умений/знаний в предложении и спросе на рабочую силу в комбинации с региональными диспропорциями», — говорит Касьянов.
«В последующие годы, скорее всего, продолжится устойчивый рост зарплат в отрасли, — говорит эксперт. — И поэтому промышленники должны понять, за счет чего можно обеспечить этот рост зарплат. У тех промышленников, у которых сейчас высокая рентабельность, возможно перераспределение добавленной стоимости в пользу работников (проще говоря, перераспределение прибыли в пользу работника). А другим надо думать о том, как повышать производительность и доходность».
«Взгляды промышленников, как и других участников народного хозяйства, сейчас обращены в сторону потенциальной налоговой реформы, — поясняет экономист. — После разговоров с промышленниками выкристаллизовалось одно, центральное мнение: главное — чтобы будущее можно было планировать, а для этого необходимы четкие решения о том, что и когда будет делаться, чтобы можно было принимать долгосрочные решения, оценивать инвестиционные проекты. Лишнее запаздывание лишь продлит период неясности».
Ref: 225.112.112.6311