Евросоюз планирует ввести налог на выбросы углерода и организовать поддержку домохозяйств

В Европе вскоре планируется ввести так называемый углеродный налог на использование ископаемого топлива для отопления и транспорта, однако, помимо потенциально более чистой окружающей среды, он также вызывает опасения по поводу роста социального неравенства, пишет Politico.

Новая система, которая будет действовать параллельно с существующей Системой торговли квотами на выбросы в Европейском союзе (ЕС), является частью усилий блока, направленных на то, чтобы сделать экономику более экологичной и добиться углеродной нейтральности, и затронет два наиболее трудно «очищаемых» сектора: отопление и автомобильный транспорт.

Идея состоит в том, что дополнительные расходы, которые, по оценкам Европейского парламента, составят максимум дополнительные 10 центов за литр топлива до 2030 года, послужат мощным стимулом для людей лучше утеплять свои дома и переходить на электромобили или общественный транспорт.

Однако наряду с этой идеей растет и обеспокоенность тем, что более бедные слои общества, уже отдающие большую часть своих доходов за энергоресурсы и имеющие ограниченные возможности стать «зеленее» в своих привычках, станут еще более беднее.

Исполнительный вице-президент Европейской комиссии по Европейскому зеленому соглашению Франс Тиммерманс (Frans Timmermans) попытался развеять эти опасения, заявив бельгийскому телевидению:

«Я МОГУ ОБЕЩАТЬ — ЛЮДИ, КОТОРЫЕ БОРЮТСЯ С ФИНАНСОВЫМИ ТРУДНОСТЯМИ, ОТ ЭТОГО НЕ ПОстрадают».

Фонд в размере 86,7 млрд евро, который предназначен для поддержки наиболее уязвимых домохозяйств, начнет действовать в 2026 году – за год до вступления в силу налога на выбросы углерода. Исследователи и активисты, борющиеся с бедностью, предупреждают, что этого может не хватить, и все зависит от того, как страны ЕС будут работать со средствами фонда. Пресс-секретарь Европейской сети по борьбе с бедностью Сабрина Ианназоне (Sabrina Iannazzone) заявила: «Риск, с которым мы сталкиваемся… заключается в том, что каждое государство-член блока сделает свой собственный выбор в отношении того, как распределять это финансирование, и, вероятно, наименее уязвимые останутся без внимания».

Переход на более экологичные транспортные средства и отопление приведет к значительной экономии.

ОДНАКО ПОКУПКА «более экологически чистого» автомобиля, теплоизоляция ДОМА ИЛИ ЗАМЕНА ГАЗОВОГО ОТОПИТЕЛЬНОГО КОТЛА НА ТЕПЛОВОЙ НАСОС – ТОЖЕ связаны с большими первоначальными затратами, которые «люди, уже выбирающие между отоплением и едой», не могут себе позволить.

Это, в свою очередь, означает, что те, кто рискует оказаться за чертой бедности, в долгосрочной перспективе будут платить больше.

Депутат Европарламента Сара Матье (Sara Matthieu) работает над тем, чтобы сделать налог на выбросы углерода социально справедливым, и заявила, что на практике уязвимым домохозяйствам будет очень трудно уклониться от уплаты этого налога. По этой причине я опасаюсь, что рыночный механизм просто не сработает».

Скептики отмечают, что у Фонда социального климата есть несколько недостатков. Во-первых, говорят, что сумма финансирования слишком мала. По словам Матье, в Бельгии затраты на реновации только во Фландрии составят от четырех до шести миллиардов евро в год. «Нам нужно, чтобы государства-члены вложили чертовски много денег в этот фонд. И это будет битва, в которой придется побороться», – говорит Мэтью.

Другие отмечают, что момент выбран не тот. Фонд начнет работать только за год до вступления налога в силу, когда будет слишком поздно всё привести в порядок.

Как будут распределяться средства, зависит от правительств стран-членов ЕС. Странам необходимо разработать планы оказания прямой поддержки домохозяйствам и поддержки долгосрочных инвестиций, таких как реновация зданий и покупка более экологичных автомобилей.

СПОСОБНОСТЬ СТРАН СОЗДАТЬ АДЕКВАТНУЮ СИСТЕМУ ПОДДЕРЖКИ ВЫЗЫВАЕТ ОПАсения, особенно потому, что на практике сложно обеспечить получение поддержки наиболее уязвимым слоям населения.

Сосредоточение внимания на поддержке уязвимых домохозяйств также не является панацеей. То, чтобы эти жители не остаются в стороне, напрямую зависит и от других условий. Одним из них является решение о прекращении продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания после 2035 года, а также корректировка правил энергоэффективности, а также прекращение поддержки отопительных котлов, работающих на ископаемом топливе, которые до сих пор широко используются в разных странах, таких как Греция и Польша.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости