В период с 2008 до 2015 года на поддержку молочной отрасли Латвии израсходовано около 900 миллионов евро, из которых треть составляют средства государственного бюджета Латвии, в свою очередь две трети — фонды Европейского Союза. Во время ревизии «Способствует ли финансирование молочной отрасли из фондов Европейского Союза и средств государственной поддержки ее развитию?» Государственный контроль оценил, насколько эффективной была деятельность Министерства земледелия в развитии молочной отрасли.
В народном хозяйстве Латвии молочная отрасли имеет важное значение, поскольку молочные продукты составляют 17,7 % от конечной продукции сельскохозяйственных товаров и десятую часть от экспортных продовольственных товаров и товаров сельского хозяйства Латвии. Притом развитие отрасли влияет также на населенность сельских территорий и занятость.
Ответственным за политику развития молочной отрасли является Министерство земледелия (МЗ), которое в сотрудничестве с отраслевыми негосударственными организациями определило направления развития на период времени до 2020 года. Главной целью поставлена необходимость способствовать конкурентоспособности отрасли. Чтобы достигнуть ее, запланировано увеличить удельный вес крупных и средних молочных хозяйств, повысить надои и показатели качества молока, сократить экспорт свежего молока, ориентируясь на продукты с более высокой добавленной стоимостью. Необходимость определенных направлений несомненна, однако ревизоры Государственного контроля обращают внимание на то, что определенные в настоящее время реализуемые результаты широко и неоднозначно интерпретируются, что ограничивает возможности достижения цели.
Притом, хотя и молочная отрасль является одной из наиболее поддерживаемых отраслей народного хозяйства, продвижение к цели является медленным, поэтому на взгляд Государственного контроля существует риск того, что до 2020 года цель не будет достигнута. Ей угрожает выраженная чувствительность отрасли к рыночным колебаниям, раздробленность как в сфере производства, так и в сфере переработки молока, а также низкая конкурентоспособность.
Молочная отрасль постоянно получает не только ежегодные государственные дотации и дотации ЕС, но и важные средства для решения краткосрочных проблем в кризисных ситуациях. В ходе ревизии, выборочно проверив расходование финансирования, был констатирован ряд неэффективных или непрослеживаемых решений и действий, которые связаны с производством биологического молока, поддержкой племенного дела и сокращению перебоев на рынке во время кризиса, а также с переработкой молока.
В последние годы все больше жителей хотят получать продукты, произведенные в чистой среде. Поэтому предусмотренная для биологического сельского хозяйства поддержка в период с 2014 до 2020 года превышает 150 миллионов евро, из которых примерно треть предоставлена производителям биологического молока. Однако, в соответствии с выводами ревизоров Государственного контроля, в 2015 году лишь 23% от всего биологически произведенного молока продано как биологическое молоко. Остальной объем реализован как обычное, произведенное в интенсивном сельском хозяйстве молоко, или использовано для собственного потребления в хозяйстве. Логичным кажется вопрос, является ли эффективным инвестирование поддержки в относительно дорогое производство, при этом не способствуя созданию сети транспортировки, переработки и продажи биологической продукции, если до конечного потребителя доходит обычный продукт?
Значительная поддержка в период времени с 2014 до 2016 года в размере 70 миллионов евро была оказана племенной работе — совокупности мероприятий по повышению качества и объема надоев молока в латвийских стадах, что существенно способствовало бы конкурентоспособности. Хотя и определенные МЗ цели качества и надоев достигаются, показатели надоев молока в Латвии по-прежнему существенно отстают не только от Финляндии и Эстонии, но и от средних показателей ЕС. Вновь следует задать вопрос — намеренно ли мы ставим легко достигаемые цели и всегда ли поддержка племенной работы используется в соответствии с ними? Ревизоры не получили уверенности в этому.
В 2014 и 2015 году из предоставленной для племенной работы поддержки в размере 21,6 миллионов евро фактически были выделены на покрытие убытков, возникших в результате российских экономических санкций. Таким образом, поддержка была оказан и таким стадам, надзор за которыми не осуществляется, и связанные с оценкой продуктивности которых расходы не могут возникнуть. Притом, учитывая то, что размер поддержки зависел от поголовья коров в стаде, а не от объема возникших убытков, владельцам стад убытки покрывались в существенно различающемся размере — в размере до 720 раз превышающем или в размере до девяти раз меньшем, чем рассчитанные МЗ средние убытки.
В тот же самый период времени ЕС и государство предоставили финансирование в размере 31 миллиона евро для уменьшения препятствий на рынке хозяйствам, оказавшимся в кризисной ситуации, когда более чем на 40% снизились закупочные цены на молоко. Однако во время ревизии было констатировано, что финансирование распределено на все молочные хозяйства по одинаковым критериям, а также не имея достаточной информации, которая позволила бы получить уверенность в том, что все хозяйства терпели убытки. Притом часть получателей поддержки еще до получения поддержки прекратили активную деятельность в молочной отрасли. Вместе с тем каждое пятое хозяйство, которое получило начальную внеочередную финансовую поддержку, в настоящее время молоко больше не поставляет.
В свою очередь, предприятиям по переработке молока с 2007 года была доступна поддержка инвестиционных и инновационных проектов в размере 24 миллионов евро. Однако конкуренции среди представленных проектов не было, поскольку почти на всех этапах независимо от ожидаемых от проекта результатов, все, кто смог выполнить минимальные требования, финансирование получили. Почему условия отбора проектов не были направлены на более интенсивную поддержку действительно перспективных проектов, которые реально способствовали бы повышению конкурентоспособности молочной отрасли?
Эффективность этой поддержки характеризует и вклад крупнейшего поддержанного проекта «Создание предприятия по переработке молока Latvijas Piens» в достижение одной из целей молочной политики. В 2010 году, по инициативе МЗ правительство решило о предоставлении государственного поручительства по кредитным обязательствам в размере 7,1 миллиона евро для создания нового предприятия по переработке молока. Среди целей его создания было создание производства, принадлежащего производителям молока, ориентированного на экспорт, обеспечение стабильных и обоснованных закупочных цен для производителей молока и обеспечение переработки молока в Латвии, сокращая экспорт свежего молока. Учредителями предприятия было три кооператива производителей молока. Дополнительно проект получил также поддержку Службы поддержки села в размере 4,2 миллионов евро. Однако ни одной из поставленных целей достигнуть не удалось. В настоящий момент лишь 8,51% долей предприятия принадлежит кооперативу производителей молока, а 75,1% — иностранному инвестору.
В соответствии с выводами, сделанными в ходе ревизии, Государственный контроль подготовил МЗ рекомендации. Внедрив их, будет усовершенствовано планирование и реализация доступных молочной отрасли мер поддержки, предотвращая ситуацию, при которой политика отрасли «живет собственной жизнью на бумаге» и такие цели, как увеличение удельного веса крупных и средних молочных хозяйств, повышение надоев и качества молока, сокращение экспорта свежего молока и ориентирование на продукты с более высокой добавленной стоимостью забываются в тот момент, когда надо принимать решения о распределении денежных средств.
Ref:224.000.112.6344