Руководитель Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) Нормундс Вилнитис после рассмотрения дисциплинарных материалов решил освободить от должности своего заместителя Алвиса Вилкса, сообщил сам Вилкс агентству LETA.
Расследование дисциплинарного дела против Вилкса закончилось в начале недели, однако, его результаты не были опубликованы, поскольку окончательное решение о призвании к ответственности или о закрытии дела должен был принять Вилнитис.
Дисциплинарное дело было заведено с целью обнаружить нарушения в действиях Вилкса в связи с «небрежным выполнением обязанностей, продолжительным бездействием и предоставлением ложной информации, исполняя обязанности старшего должностного лица, задействованного в проекте по укреплению и развитию Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией в рамках Национальной программы PHARE в 2003 году». На время расследования Вилкс был отстранен от выполнения должностных обязанностей. Как сообщал портал Pietiek.com, этот случай связан с незаконченным проектом БПБК в рамках программы Европейского союза (ЕС) PHARE, невыполнение которого может грозить Латвии дополнительными расходами на сумму 1,18 млн евро (800 000 латов).
Формально БПБК еще не до конца реализовал проект. Принятый еще при Алексее Лоскутиове, который подразумевал разработку интегрированной информационной системы и локальной базы данных. Об этом в декабре премьера Валдиса Домбровскиса предупредило Министерство финансов (Минфин). Минфин обратился в Генпрокуратуру с просьбой до мая оценить результаты проекта.
Проект заключается в разработке локальной базы данных бюро, которая образует единую информационную систему для всех отделений БПБК, а в дальнейшем ее можно было бы объединить и с другими внешними базами данных. Если бы проект был полностью реализован, процесс поиска внешней информации был бы облегчен, а должностные лица БПБК могли бы подключиться через интернет к десятку латвийских информационных систем. «Поскольку БПБК ежедневно пользуется различными базами данных, желательно было бы объединить их в одну систему, тогда было бы легче и быстрее найти необходимую информацию, сравнить ее и использовать в своей работе», – пояснил Вилкс.
Для этой цели в ноябре 2005 года после проведения открытого конкурса БПБК заключило сделку на сумму 374 727 латов с АО Dati Exigen Group о создании интегрированной информационной системы и локальной базы данных. Однако прошло уже более пяти лет, а четвертый этап проекта, который подразумевает подключение информационной системы БПБК к системе Информационного центра Министерства внутренних дел (МВД), все еще не завершен.
В договоре предполагалось, что это должно быть завершено уже 25 сентября 2006 года, потом срок был продлен на месяц. По данным Минфина, до завершающего платежа фирме Exigen, БПБК подтвердил — цели проекта достигнуты, а четвертый этап договора бюро осуществит на свои средства. Однако во второй половине 2009 года и в начале 2010 года обнаружилось, что для завершения проекта дополнительно необходима крупная сумма.
В связи с этим в поправках к бюджету БПБК на 2010 год на эти цели было направлено 25 000 латов. Из противоречивых свидетельств сотрудников бюро следует, что проект не был завершен и на эти деньги. БПБК сообщило, что выделенных средств недостаточно, к тому же, аудит показал, что программное обеспечение уже устарело.
Вилкс, который нес ответственность за реализацию программы, пояснил, что подключения к системе Информационного центра МВД не произошло по техническим причинам. «Они сами именно в тот момент переделывали эту базу данных, и было ясно, что чисто технически ничего не получится. Поэтому, пока программа PHARE еще не была завершена, не было возможности реализовать этот проект. В остальном все было сделано — систему сдали в эксплуатацию, она работает, но подключения к системе Информационного центра МВД нет», — пояснил Вилкс.
В прошлом году Вилнитис поручил провести этот внутренний аудит, чтобы оценить, насколько успешно удалось реализовать проект стоимостью 1,18 млн латов. Был сделан вывод, что два последних этапа из пяти не реализованы. Вилкс называет некоторые данные, включенные в аудит, «ложными». По его словам, в ходе аудита не были опрошены должностные лица бюро, участвовавшие в реализации проекта. «По-моему, написан очень тенденциозный аудит, согласно которому, база данных, разработанная в ходе проекта, никуда не годится. Сотрудники так не считают — ее просто надо усовершенствовать».
Вилнитис придерживается иного мнения, указывая, что в реальности данная система работает лишь в одном отделе БПБК, а не в 12, как планировалось.
Согласно условиями проекта PHARE, реализация всех целей проекта — обязательное условие для покрытия расходов из средств ЕС. Следовательно, если Еврокомиссия признает, что проект не завершен, она может потребовать возврат нерационально использованных средств. Об этом в 2010 году премьера предупреждал тогдашний госсекретарь Минфина Мартиньш Бичевскис, который отвечал за программу PHARE с латвийской стороны.