Госконтроль бьет тревогу: муниципальные мосты — бомба замедленного действия

0
Фото: Elizabete Mežule

В Латвии в целом числится около трех тысяч мостов, из которых более трети находятся в собственности самоуправлений. Большинство мостов построены в 60-е и 70-е годы прошлого столетия, а к самоуправлениям попали после восстановления независимости Латвии.

Государственный контроль Латвии провел ревизию в 11 самоуправлениях и выяснил, что муниципальным мостам уделялось недостаточное внимание как со стороны государства, так и со стороны их прямых владельцев — самоуправлений.

В результате из 332 мостов в проверенных самоуправлениях 98 мостов вызывают сомнения в их безопасности.

«Мы много говорим о мобильности и это действительно неотъемлемая составная нормального функционирования общества. Мосты — важный элемент этой мобильности. Они позволяют нам попасть на свои рабочие места, посетить врача, сходить в магазин и получить прочие услуги. Они необходимы предпринимателям, создающим рабочие места, чтобы перевозить сырье и произведенную продукцию.

О значении мостов для мобильности мы можем убедиться на примере затруднений с которыми пришлось столкнуться в Риге при закрытии двух мостов — путепроводов Брасас и Земитану. Последствия ощущаются по сей день. Без преувеличения можно сказать, что без мостов жизнь, если не почти останавливается, то становится ощутимо замедляется. Не говоря уже об угрозе здоровью и жизни в случае, если один из них обрушится», — сообщает Госконтроль.

И хотя нормативные акты точно не определяют конкретные действия для владельцев мостов, серьезный и заботливый хозяин найдет алгоритм действий в Латвийском стандарте LVS 190-11:2009 «Инспекция моста и проверка с нагрузкой», а также в разработанных ГООО Latvijas Valsts ceļi «Руководстве по управлению мостами» и в «Руководстве по инспекции мостов».

Ревизия показала, что в самоуправлениях зачастую не реализуются многие из необходимых мер управления.

В основном мосты воспринимаются не как инженерные строения, а как обычные участки дорог, и их обслуживание ограничивается работами по содержанию проезжей части, например, при латании ям.

В городских самоуправлениях по крайней мере проверяют состояние мостов и знают, какие меры необходимы для его улучшения, однако в краевых самоуправлениях во многих местах не делается даже это.

Лишь в 16% в краях проводились проверки мостов.

По мнению Госконтроля, тревожная тенденция связана также с «страусиной политикой» некоторых самоуправлений

— зная о небезопасных мостах, общество об этом не извещается, а на мостах устанавливаются знаки ограничения массы.

Контроль за тем, как самоуправления заботятся о содержании дорожных мостов, доверен подведомственному Министерству транспорта обществу капитала Latvijas Valsts ceļi. Однако ревизия показала, что и это не позволило добиться более качественного ухода за мостами.

В заключении о ревизии Госконтроль дает Министерству транспорта рекомендации по улучшению эффективности проверок ГООО Latvijas Valsts ceļi, о результатах которых необходимо извещать самоуправления с последующей проверкой устранения выявленных недостатков, а также извещая Министерство охраны окружающей среды и регионального развития о случаях, когда необходимые для безопасности мостов меры не проводились.

Формальная причина такой ситуации с муниципальными мостами также может быть в недостаточном финансировании. Однако, по мнению Госконтроля, это не повод постоянно откладывать решение проблемы. Как практически и со всеми инженерными строениями — даже при отсутствии должного ухода оно не разрушится ни завтра ни послезавтра, но

чем дольше откладываются работы по содержанию и восстановлению мостов, тем выше будут расходы в будущем.

Госконтроль считает проблему с мостами весьма серьезной — в ближайшее десятилетие она скорее всего попадет на повестку дня правительства, поэтому нынешнее заключение ревизии следует воспринимать как тревожный звонок. Сейчас это перестает быть проблемой только самоуправлений — только владельцев мостов, — поскольку срок службы построенных 60-70 лет назад и в целом плохо содержащихся мостов подходит к концу и потребуются крупные вложения. В одних только краях это может быть почти 85 млн евро для восстановления имеющихся и строительства новых мостов.

Если государство и самоуправления не найдут решение и финансовую поддержку на сравнительно скорейшее приведение в порядок этой ситуации, ее последствия могут болезненно отразиться как на мобильности жителей, так и на безопасности, а также на экономике в целом.

Госоконтроль подготовил рекомендации по улучшению ситуации 11 самоуправлениям, в которых была проведена ревизия, однако в ним рекомендуется прислушаться и другим самоуправлениям, поскольку выявленная ситуация с мостами и путепроводами в самоуправлениях, скорее всего, схожа по всей территории Латвии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь