Фонд лечебного риска (ФЛР), созданный для того, чтобы пациенты могли получить компенсацию за причиненный в ходе лечения вред, фактически не выполняет свою главную задачу, поскольку он не соблюдает интересы пациентов. К такому выводу в результате проведенной ревизии «Соответствие регулирования процесса выплат компенсаций из Фонда лечебного риска требованиям нормативных актов» пришел Госконтроль.
Средства, которые можно получить из фонда, критически важны для здоровья и даже жизни многих пациентов, поскольку они позволяют предпринять немедленные меры для уменьшения и устранения последствий причиненного вреда. В отдельных случаях при длительном ожидании решения о признании вреда и выплаты денежного возмещения компенсацию получали уже наследники пациента, выяснил Госконтроль, оценив работу созданной пять лет назад системы компенсаций ФЛР.
За пять лет ФЛР получил заявки на получение компенсаций от более 900 пациентов, принято более 200 решений, в которых признавалось причинение вреда, пациентам выплачены компенсации в размере 4,4 млн евро. В ходе ревизии также оценивалась доступность ФРЛ, продолжительность оценки заявок пациентов, порядок определения размера компенсации и процесс формирования финансовых средств фонда.
Фонд создавался с основной целью — предоставить пациентам возможность защищать свои права без судебных разбирательств. Фонд входит в ответственность государства, а его работа напрямую зависит от скорости действий и работы Инспекции здравоохранения и Национальной службы здравоохранения.
Чтобы пациент мог претендовать на компенсацию за причиненный ему вред, он должен обратиться к ФЛР, описав причиненный вред. Фонд должен убедиться, поданы ли все необходимые документы и соблюдены ли сроки подачи заявки, после чего Инспекция здравоохранения проводит экспертизу и в случае причинения вреда определяет размер компенсации. После этого ФЛР принимает окончательное решение о выплате компенсации или об отказе. На весь этот процесс отводится максимальный срок до шести месяцев. Однако фактически сроки соблюдаются лишь в неполной четверти случаев (24%). Рассмотрение заявок в тех случаях, в которых нужно дополнительное время для выяснения обстоятельств, может занять до одного года, а 33% решений принимались дольше одного года.
Большую часть времени на подготовку решений (90%) занимает экспертиза Инспекции здравоохранения и подготовка заключения, при этом время проведения экспертизы с каждым годом увеличивается, а не сокращается.
Если в 2014 году это было в среднем восемь месяцев, то в 2017 году — свыше года.
Ревизия показала, что именно нехватка врачей-экспертов существенно влияет на работу Инспекции здравоохранения. Это проблема всей отрасли. Для ее решения в конце 2018 года инспекция начала заключать договоры с профессиональными ассоциациями и приглашенными специалистами о предоставлении заключений в ходе экспертиз.
В заключении Госконтроля также отмечается, что еще один серьезный фактор — слишком общее нормативное регулирование процесса вычисления компенсации за причиненный здоровью или жизни пациента вред. Этот процесс столь сложный и неясный, что даже достаточно внимательный и осведомленный пациент не может в нем разобраться. Это вызывает вопросы, когда выплачивается не максимальная сумма компенсаций.
Сейчас финансовый поток в ФЛР не свидетельствует о том, что в какой-то момент в фонде не хватало средств на выплату компенсаций. Госконтроль выяснил, что одна из причин возникновения столь сравнительно стабильной ситуации в том, что время принятия решения затягивается, к тому же ФЛР не несет ответственности за нарушение сроков рассмотрения заявок пациентов. В результате выплачиваемые пациентам компенсации не превышают размер ежегодного доступного финансирования, а даже образуют остаток средств в фонде. При этом, если бы процесс рассмотрения заявок был бы короче, денег на компенсации в какой-то момент могло и не хватить.
Процесс формирования финансовых средств в фонде свидетельствует о приоритетной заботе о госбюджете, а не о пациентах. По мнению ревизоров, даже предусмотренный правилами Кабинета министров срок в 90 рабочих дней является несоразмерным и не указывает на соблюдение интересов пациентов.
Кроме того, проведенный Госконтролем опрос показал, что лишь 14% опрошенных слышали, что в Латвии действует такой фонд, лишь 9% знают о его основных функциях. Отмечается недостаток информированности общества о существовании фонда и его задачах, пациенты не в полной мере знают о своих правах.