Задержке и подорожанию реализации проекта Rail Baltica способствует недостаточное управление рисками, а также вялое сотрудничество с муниципалитетами и пассивное отчуждение недвижимости, заключил Государственный контроль.
За первые пять лет реализации проекта Латвия израсходовала почти четверть или 24% от выделенного на пять лет финансирования. Кроме того, выполнение ряда задач задерживается на срок от года до четырех, считает Госконтроль.
Наиболее критичные опоздания, по мнению Госконтроля, — продление сроков строительства Рижского центрального железнодорожного узла, станции аэропорта Рига и латвийской центральной части железной дороги от двух до четырех лет из-за несвоевременной разработки технических проектов.
«Эти существенные отклонения от намеченного свидетельствуют о том, что в начале у нас было лишь амбициозное намерение без реальной готовности руководить проектом. Этот проект – серьезная проверка для всех участвующих в нем стран, однако не хотелось бы, чтобы Латвия стала его самым слабым звеном», — призналась госконтролер Элита Круминя.
В Латвии проект Rail Baltica до сих пор управлялся неэффективно, ряд фактов указывает на то, что процессы пущены на самотек либо на упование на высшие силы, заметил Госконтроль.
«Сотрудничество с муниципалитетами, особенно с Рижской думой, не было регулярным и достаточным. Консультативный координационный совет по устойчивому развитию созывался всего дважды, последний раз – полтора года назад», — возмущается Госконтроль.
Проект Rail Baltica затронет минимум 1 623 объектов недвижимости, в том числе 1 179 объектов, принадлежащих частным и юридическим лицам. Отчуждение собственности, у примеру к центральной части Латвии, необходимо было закончить до конца прошлого года. Однако к октябрю 2019 года в Латвии не был завершен ни один процесс отчуждения недвижимости, и прогресс достиг всего 3% от запланированного объема.
Читайте также: Президенты стран Балтии помогут реализации Rail Baltica в срок
Для сравнения: в Эстонии прогресс в отчуждении недвижимости к концу 2018 года достиг 36%.
Также Госконтроль заметил, что ни Министерство транспорта Латвии, ни ООО Eiropas Dzelzceļa līnijas, которому государство в 2014 году поручило создание железнодорожной инфраструктуры Rail Baltica, не воспринимали серьезно необходимость эффективно управлять рисками проекта, что недопустимо в реализации проектов такого масштаба.