Несмотря на то, что в целом учет финансов государства в целом улучшился, часть вопросов, на которые Государственный контроль указывает из года в год, все же не позволяют дать позитивную оценку, говорится в отчете Госконтроля, составленного по итогам проведенной ревизии.
Госконтроль завершил ежегодную ревизию о ежегодном отчете хозяйственной деятельности Латвии, и, как и в прежние годы, указал в заключении на ряд недочетов.
Годовой отчет о хозяйственной деятельности государства предоставляет информацию о результатах деятельности и финансовом состоянии государства. Отчет готовит Министерство финансов. В нем объединены годовые отчеты 13 министерств и 13 центральных государственных учреждений, а также годовые отчеты Сейма Латвии и Государственного контроля, отчеты 119 самоуправлений и бюджетно-финансовые отчеты государства. Цель проведенной Госконтролем ревизии — предоставить жителям Латвии, Сейму, правительству, а также иностранным инвесторам и рейтинговым агентствам заключение о том, является ли указанная в этих отчетах информация правильной и достоверной.
Возражения Госконтроля в преимущественно связаны с вопросами, которые не были урегулированы в предыдущие периоды, на которые Госконтроль указывает на протяжении нескольких лет.
В своем заключении Госконтроль указал на невозможность удостовериться и определить существенность ошибок по причине незавершенной в конце года инвентаризации, незавершенного судебного процесса или из-за продолжающегося процесса введения предоставленных в предыдущие годы рекомендаций.
Ограничение по объему долгосрочных инвестиций достигает 6% от общей стоимости, поскольку в долгосрочных инвестициях отражена недвижимость, принадлежащая другим частным лицам, необоснованно сниженная стоимость земли и построек, несоответствия в классификации основных средств и определении норм амортизации, проведенная не в полном объеме инвентаризация земли и построек.
Большую часть ограничений по объему — более 1,6 млрд евро, или 91% от ограничений по объему — формируют долгосрочные инвестиции Риги, которые с 2015 года не были должным образом инвентаризированы.
Недостатки выявлены также в учете биологических и подземных активов стоимостью более 11 млн евро. Ограничения по объему введены и в отношении долгосрочных и краткосрочных обязательств. Учитывая, что в суде еще продолжается рассмотрение дела о действиях бывшего председателя Лиелвардской краевой думы, который, нарушив установленный в нормативных актах порядок для получения самоуправлением займа, а также, превысив должностные полномочия, заключил в 2015 году от имени самоуправления сделку с Riverside HK Ltd о долговой расписке/векселе стоимостью 200 млн евро, Госконтроль не смог получить достоверные и соответствующие доказательства вероятного влияния этой сделки или ее невлияния на годовой отчет о хозяйственном состоянии.
Читайте также: Прогноз Банка Латвии – рост ВВП до 5,3%
Госконтроль так и не смог удостовериться и в верности тех указанных в отчете статей, которые связаны с используемыми в управлении госдолгом отчужденными финансовыми инструментами, поскольку Государственная касса продолжает вводить ранее предоставленные рекомендации относительно метода оценки стоимости отчужденных финансовых инструментов, оценки эффективности и прогнозирования расходов на обслуживание долга.
Также Госконтроль не мог получить достаточные и соответствующие доказательства ревизии тому, является ли стоимость указанных в годовом отчете стоимость краткосрочных обязательств за иностранную финансовую помощь и меры, финансируемые политическими инструментами ЕС стоимостью 169 млн евро точной и достоверной, поскольку Государственная касса в завершении года не провела инвентаризацию этой статьи баланса. Также Госконтроль не может дать заключение и по указанному в отчете налоговому поступлению, кроме доходов от налога на недвижимость, которые администрируют самоуправления, доходы от пошлин, и доходы от штрафов и прочих неналоговых доходов — эти доходы по-прежнему не учитываются по накопительному принципу, и в данном случае продолжается введение рекомендаций.
Важнейшим событием в контексте годового отчета о хозяйственной деятельности является запланированное введение с 2021 года принципа накопления в налоговом учете,
поэтому Госконтроль в ходе ревизии оценил, сделаны ли требуемые предварительные работы.
Принцип накопления — принцип ведения бухгалтерского учета, согласно которому сделки и прочие события признаются тогда, когда они возникают, а не тогда, когда получены или заплачены деньги. С введением такого принципа в годовом отчете о хозяйственной деятельности будет отражена более достоверная информация о государственных обязательствах, задолженностях и доходах, а также он позволит обеспечить более точное планирование госбюджета.