Политика государственного бюджета в 2010 году не соответствовала установленным законом нормам об управлении бюджетом и финансами, сообщила государственный контролер Ингуна Судраба.
В ходе ревизии Государственный контроль обнаружил, что в результате осуществления такой политики с использованием возможности увеличить бюджетную апроприацию* на заранее запланированные нужды и выполнение обязательств, превышение расходов над доходами за отчетный год составило 387,8 млн. латов, то есть на 74% больше, чем было запланировано в законопроекте.
Такой вывод был сделан после публикации Госконтролем самого важного годового отчета – о выполнении государственного бюджета и бюджетов самоуправлений в 2010 году. Заключение Госконтроля с примечаниями было подано и министру финансов Андрису Вилксу.
Уже после проведения ревизии годовых отчетов министерств за 2010 год, Госконтроль указал на неэкономичное и не соответствующее нормативным актам управление ресурсами, в том числе на необоснованные авансовые платежи.
Так, например, освоение фондов Европейского союза осуществлялось за счет перечисления больших авансовых платежей. При этом цели освоения фондов так и не были реализованы, потому что полученные средства попросту накапливались на счетах Госкассы и в коммерческих банках. Также констатировано, что в последнем квартале 2010 года, изменив условия выделения аванса, получателям финансирования были перечислены авансовые платежи на сумму 140,32 млн. латов, что увеличило дефицит госбюджета. До 30 июня 2011 года получатели финансирования так и не использовали 84% всех полученных в предыдущие кварталы денег.
Кроме того, дефицит бюджета увеличился еще и за счет выплат финансирования, которое, согласно заключенным договорам, могло быть выплачено в последующие периоды. Госконтроль обнаружил, что по крайней мере 11,8 млн. латов были использованы на покрытие платежей и обязательств, запланированных на 2011-2013 годы.
«Политика госбюджета должна основываться на результате, поэтому процесс планирования и выполнения госбюджета должен быть связан с общей политикой развития государства, а также с целями и достигаемыми результатами», – уверена госконтролер.
Поскольку долгосрочное развитие государства обеспечивается за счет стратегически верного и целенаправленного управления государственными ресурсами, Госконтроль взял на себя инициативу и уже в начале 2010 года разработал предложения к поправкам к Закону о системе планирования развития и к Закону об управлении бюджетом и финансами. Суть поправок сводилась к разработке среднесрочного государственного бюджета, соответствующего документам о планировании государственного развития с определением конкретных результатов использования ресурсов, а также с предоставлением строгого отчета о полученных результатах.
Соблюдая порядок, установленный Сатверсме (конституцией), предложения были направлены тогдашнему президенту Латвии, председателю 9 Сейма и премьер-министру. Несмотря на то, что для введения поправок потребовалась рабочая группа, инициатива Госконтроля была частично удовлетворена – в июне этого года Сейм принял поправки в Закону о системе планирования развития. Госконтроль на этом не остановился и направил свои предложения новому президенту Латвии Андрису Берзиньшу, надеясь, на его поддержку и на дальнейшее рассмотрение поправок в 11-м Сейме.
В своем отчете Госконтроль отметил, что по всем существенным аспектам отчет согласуется с финансовыми отчетами, из которых он и сложился. Но в то же время Госконтроль выразил возражения по поводу некоторых обнаруженных в отчете несоответствий.
Учитывая, что доходы от налогов и пошлин не указаны в соответствии с принципом накопления, Госконтроль не может дать заключение о полноте этих доходов. В разделе обязательств указаны обязательства Рижского самоуправления перед Deutsche Bank AG за финансирование строительства Южного моста на сумму 269,2 млн. латов. Обязательства отмечены как долгосрочные долги, что не соответствует экономической сути сделки, поскольку она квалифицируется как кредит.
В ходе ревизии Госконтроль проверил не только правильность подготовки отчета, соответствие сделок требованиям нормативных актов и использование принципов бухгалтерии, но и дал оценку влияния финансового управления на бюджет.
Важнейшие замечания и заключения связаны именно с политикой госбюджета, они характеризуют как финансовое и бюджетное управление в целом, так и его влияние на результат бюджета по сути.
*Апроприация — предоставленное законом о государственном бюджете полномочие в оп¬ределенном объеме, позволяющее Государст¬венной кассе производить плате¬жи для определенных целей из доходов государственного бюджета.