Смена отдельных членов в правлениях портов не сделает управление портами более профессиональным, эффективным и ответственным, считает государственный контролер Элита Круминя. Она призывает правительство не медлить с изменениями в системе управления портами.
Проблема с управлением латвийскими портами уже стала как «горячая картофелина», которую политики перебрасывают из руки в руку, создавая рабочие группы, привлекая экспертов и выслушивая специалистов, но не принимая никаких решений. Проблему детально исследовали и предоставили рекомендации и ревизоры из Государственного контроля, и местные эксперты, и эксперты из Всемирного банка, но ситуация не улучшилась. Управление латвийскими портами по-прежнему слишком политизированное, непрозрачное и непрофессиональное.
Госконтроль напоминает, что в начале 2013 года, после ревизии в Управлении Рижского свободного порта, правительство пообещало, что приведет в порядок соответствующие нормативные акты, что позволит проводить контроль работы свободных портов и обеспечивать соблюдение закона. Над этим вопросом работали эксперты Всемирного банка, которые должны были посоветовать, что и как делать, чтобы улучшить конкурентоспособность и управление латвийскими портами.
«Работа всех этих людей и использованные ресурсы не дадут результата, если правительство не возьмется за разработку нормативного регулирования, которое обеспечит профессиональное и ответственное управление портами и будет включать ряд критериев, по которым будут выбираться члены правлений. Как отметили в своем докладе эксперты Всемирного банка, четко установленные показатели деятельности и ответственность за их несоблюдение важны не меньше, чем образование и опыт», — отмечает Госконтроль.
«Латвийские порты важны не только для государственной экономики, но и для безопасности, поэтому в настоящее время их управление имеет особенно большое значение. В своем поздравлении по случаю государственного праздника премьер-министр Лаймдота Страуюма сказала: «…мы вынуждены выйти из своей зоны комфорта и понять нынешнюю геополитическую ситуацию…». Именно поэтому четкие и решительные действия в решении затянувшегося вопроса об управлении портами стали бы хорошим доказательством того, что правительство действительно волнует безопасность, благополучие и счастливое будущее Латвии, а не продвижение «своих» на «теплые места» по рекомендациям политиков из определенных министерств», — отмечает Госконтроль.
Как сообщалось ранее, при проверке Госконтроль выявил в работе Рижского свободного порта несоответствующее нормативным актам и необоснованное расходование средств, халатность и связанные с ней убытки, недополученную прибыль. В Рижском свободном порту в период с 2009 по 2011 год нерациональные и незаконные расходы составили более 58,33 млн евро.
Ревизия проведена за период с 2009 по 2011 год. Управлению Рижского свободного порта предоставлено более 20 рекомендаций по более эффективному и открытому использованию средств, а также по одинаковому и справедливому отношению к коммерсантам.
Как известно, в ноябре прошлого года эксперты Всемирного банка, представляя доклад «Отчет о портовом секторе в Латвии: конкурентоспособность и управление», пришли к выводу, что латвийским портам не удалось привлечь грузы с высокой добавленной стоимостью, улучшить работу всей логистической цепочки. Эффективнее могла бы быть и инвестиционная политика в портах.
Ранее также сообщалось и о трехкратной попытке уволить управляющего Рижского свободного порта Леонида Логинова. BNN уже писал, что это курирует один из потенциальных арендаторов острова Криеву — стивидорная компания Riga Coal Terminal, председатель правления которой Райвис Вецкаганс является приближенным к обвиняемому в тяжких преступлениях мэру Вентсписа Айварсу Лембергсу. Так, например, ранее он занимал должности в различных, связанных с Лембергсом предприятиях — на производстве Bio-Venta, которое опосредованно принадлежит детям Лембергса, и в АО «Латвийское пароходство», когда его еще контролировал олигарх.
Ref: 102.112.112.1811