По мере роста финансирования области обороны все более актуальным становится вопрос общественного блага. Государственный контроль пришел к выводу, что развитию обороноспособности Латвии главным образом препятствуют недостатки планирования.
В ближайшие годы финансирование обороны превысит 600 миллионов евро в год, из которых более 200 миллионов используются для закупок согласно нуждам Национальных вооруженных сил. Министерство обороны должно улучшить систему планирования обороны, улучшить межведомственное сотрудничество и помнить, что расходы не заканчиваются в момент приобретения оборудования.
Военный потенциал невозможно развить внезапно – финансирование должно быть стабильным
С 2015 года сектору обороны выделяется финансируется в размере 2% от ВВП согласно определению НАТО. В ближайшие годы это превысит 600 миллионов евро. Более 200 миллионов евро используются для закупок согласно нуждам Национальных вооруженных сил.
«Финансирование для развития обороноспособности Латвии – это, по сути, только цифра. Да, правительство демонстрирует свое намерение укреплять национальную оборону, выполняя установленный НАТО контрольный показатель в размере 2 процентов. Однако то, какая польза общественности Латвии от инвестиций в оборону, можно оценить только в боевых условиях. Поэтому результаты, достигнутые в области обороны, могут быть оценены только по тому, насколько целеустремленно Министерство обороны работает с целью реализации концепции национальной обороны и в критический момент наши вооруженные силы действительно были бы готовы отреагировать на реальную военную угрозу,» поясняет государственный контролер Элита Круминя.
Доступные ресурсы должны быть предсказуемы, чтобы можно было успешно реализовать многолетние проекты по развитию обороноспособности и избежать риска, что объемные инвестиции навсегда утрачены из-за нехватки ресурсов для продолжения проекта. В этом случае общественная выгода от инвестиций в оборону может быть не равна ожидаемой выгоде.
Ярким примером является развитие Земессардзе (Национальной гвардии), которое было фактически остановлено в 2009 году в результате сокращения финансирования на 70%. Развитие потенциала противовоздушной обороны было аналогичным, так как из-за нехватки средств было невозможно проводить техническое обслуживание приобретенной за 4,4 миллиона евро систему ракет и система была неработоспособна. В связи с резким сокращением финансирования был отложен запуск и реализация ряда важных мер по развитию потенциала Национальных вооруженных сил, таких как потенциал механизации пехоты, потенциал военных инженеров и артиллерии, которые на данный момент бурно развиваются.
Качественное планирование является краеугольным камнем развития обороноспособности Латвии
Государственный контроль в своих ревизиях пришел к выводу, что не существует долгосрочного видения при планировании приобретения оборонного оборудования. Без полномасштабного долгосрочного и среднесрочного планирования закупки, как правило, не осуществляются или, наоборот, они поспешны. Это создает риск неэффективного использования средств. Например, при оценке использования финансирования, выделенного для развития Земессардзе в 2015-2017 годах был сделан вывод о том, что для полноценного обучения земессаргов не хватало индивидуального снаряжения, так как приобретение материально-технического оснащения было спланировано некачественно. Недостатки в процессах планирования также иллюстрируют задержки в начале развития инфраструктуры, хотя финансирование для этой цели доступно уже с 2016 года.
Министерство обороны обязалось улучшить систему долгосрочного планирования в соответствии с рекомендациями Государственного контроля, которая станет основой для планирования закупок в среднесрочной перспективе и в текущем году. В результате ожидается, что Национальные вооруженные силы получат необходимое снаряжение в нужное время и в нужном количестве, а также своевременно будет доступна необходимая инфраструктура для учений – полигоны, стрельбища и другие объекты.
Слабое звено в области обороны – планирование жизненного цикла
В ходе ревизий Государственный контроль неоднократно обнаруживал, что до покупки оборудования весь жизненный цикл не выявляется – сколько будет стоить содержание, техническое обслуживание и хранение, какие дополнительные навыки необходимы персоналу, как новая покупка будет интегрирована в существующее обеспечение и, в конечном итоге, как оборудование будет утилизировано.
На сегодняшний день развитие потенциала механизации пехоты является крупнейшим проектом развития Национальных вооруженных сил, для реализации которого предназначено финансирование до 2024 года не менее 240 миллионов евро. Наряду с бронетехникой также приобретается оружие, боеприпасы, средства связи и планируется их техническое обслуживание. Однако в результате ревизии отчета Министерства обороны за 2018 год был сделан вывод о том, что только начаты дискуссии о развитии ремонтной базы для бронетехники, хотя ремонтная база уже должна действовать с 2017 года.
Между тем, приобретенная бронетехника уже используется в учениях, и для ее максимального использования необходимо надлежащее техническое обслуживание. Министерство обороны должно устранить недостатки в планировании жизненного цикла, чтобы приобретенное вооружение было совместимо с существующим оборудованием и могло использоваться немедленно без каких-либо незапланированных задержек и дополнительных расходов. Это особенно важно при покупке подержанного оборудования.
Как поясняет Госконтроль, термин «развитие обороноспособности» в области обороны относится к развитию инфраструктуры, навыков персонала, материально-технических средств (систем вооружения, оборудования, программного обеспечения) и других комплексов, необходимых для вооруженных сил.